Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию первый номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2025 г. Прежде всего хотим обратить внимание читателей на нашего нового партнера R1 Development – девелоперскую компанию, которая создает среду нового поколения и специализируется на строительстве индустриально-логистической, коммерческой и жилой недвижимости. Один из проектов R1 Development – сеть индустриальных парков «Дружба».
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию заключительный номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2024 г. Мы постарались сделать его насыщенным и интересным.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
Сегодня в России наблюдается серьезный кадровый голод. Особенно остро проблема ощущается в сфере логистики. Как справиться с кризисом с помощью привлечения внештатного персонала, какие подводные камни есть у этого решения? Об этом рассказала директор службы заботы о клиентах сервиса Qugo Елена Усачева на своем вебинаре, который состоялся 28 октября на платформе TransRussia Connect.
Согласно рекрутинговым сервисам, в 2024 г. количество вакансий в сфере логистики увеличилось практически вдвое. Больше всего работодателей, как правило, интересуют, водители, работники складов и курьеры. Однако быстро найти хорошего специалиста в штат – не самая простая задача, поэтому многие компании зачастую выбирают путь наименьшего сопротивления и обращаются к самозанятым, индивидуальным предпринимателям или физлицам без специального налогового статуса, то есть к внештатному персоналу.
Елена Усачева подчеркнула, что у сотрудничества с такими исполнителями много преимуществ. Во-первых, с ними проще заключить и разорвать договор, что делает их более выгодным вариантом для бизнеса с ярко выраженной сезонностью. Благодаря внештатным профессионалам в пиковый момент предприятие может оперативно прирасти в количестве работников, а по окончании сезона – легко разойтись с ними. Во-вторых, нельзя игнорировать экономическую эффективность таких взаимоотношений: самозанятые самостоятельно выплачивают все налоги и взносы, а компания, в свою очередь, не тратит средства на обучение, медицинскую страховку и социальные гарантии. Кроме того, за счет подобных специалистов снижается операционная нагрузка на основные кадры.
Неудивительно, что с каждым годом спрос на внештатных сотрудников возрастает, а самозанятых на рынке труда становится больше. Почему же некоторые работодатели в логистической сфере все еще с некоторой опаской относятся к найму внештатного персонала? Как правильно отметила Елена Усачева, среди причин, которые усложняют процесс взаимодействия с этими исполнителями, можно назвать миграционный учет, риски переквалификации, и формирование отчетных документов. В качестве основной проблемы, которая чаще всего отпугивает работодателей, – потенциальная безответственность и ненадежность самозанятого.
Как же определить, стоит ли игра свеч? Действительно ли вашей компании нужно прибегать к использованию услуг внештатного персонала? Важно понять, что таких работников лучше нанимать для решения сезонных или проектных задач, потому что с помощью самозанятых можно за короткое время оптимизировать все рабочие процессы и увеличить производительность предприятия. Поскольку мы говорим о внештатном персонале в логистике, необходимо учитывать специфику этой сферы. Например, все задания, связанные с логистикой первой мили, реализуются исключительно основными кадрами, а вот на средней и последней миле компаниям удобнее работать с самозанятыми, потому что это быстрее и эффективнее.
Средняя миля подразумевает под собой доставку товаров от основного распределительного центра до регионального. Казалось бы, эту задачу можно легко решить с помощью привлечения самозанятых, потому что это дешевле. Но необходимо помнить, что такие исполнители не отвечают за сохранность транспортируемых товаров, договор перевозки груза можно оформить только с юрлицами или индивидуальными предпринимателями. Самозанятые выполняют работу по договору на оказание транспортных услуг. Иногда такое сотрудничество выгодно, когда грузоперевозки осуществляются для решения внутренних задач компании.
Это не единственная сложность, возникающая при работе с самозанятыми по вопросам доставки товаров. Поскольку такие задачи редко выполняются пешими курьерами, появляются проблемы, связанные с транспортом. Компания не может передать самозанятому свой брендированный автомобиль. Если у исполнителя нет своего транспортного средства, ему необходимо заключить с работодателем договор на аренду машины. Такая же схема работает и для логистики последней мили. Единственное отличие – вариативность видов транспорта, потому что в этом случае курьер может осуществлять перевозку продуктов на велосипеде или самокате. На самом деле выгоднее искать исполнителей со своими транспортными средствами, особенно на дальние расстояния.
Актуальной проблемой для самозанятых в логистике средней и последней мили является брендирование. Работодатели хотят, чтобы курьеры или перевозчики, которые сотрудничают с их компанией, выделялись среди других одинаковой одеждой или наклейками на автомобилях. Елена Усачева рекомендует в таких случаях заключать с внештатными сотрудниками договор на оказание маркетинговых услуг. Ко всему, что связано с общей формой одежды, стоит относиться очень аккуратно, потому как это один из признаков трудовых взаимоотношений, а значит, переквалификация гражданско-правового договора с самозанятым.
Несмотря на все сложности, самым рискованным направлением работы с внештатными сотрудниками по-прежнему остается складская логистика, потому что исполнитель работает на территории заказчика. Здесь на первый план выходит вопрос материальной ответственности, поэтому очень важно правильно составить договор и прописать в нем все условия уплаты штрафов и неустоек. Если же формулировка в документе будет недостаточно понятной или расплывчатой, внештатный сотрудник сможет уйти от ответственности. На складе сохраняются те же правила взаимоотношений с самозанятыми: нельзя требовать единообразия в одежде, если нет соответствующего договора, и нельзя подчинять таких исполнителей внутреннему распорядку компании.
Проанализировав всю информацию, которой поделилась Елена Усачева, мы сделали вывод, что при сотрудничестве с внештатным персоналом самое главное – правильно составить договор и найти надежных исполнителей. Однако и этого не всегда бывает достаточно. Безопасное взаимодействие с самозанятыми подразумевает интенсивный документооборот, так как чеки, акты и договоры позволяют не только регулировать работу таких сотрудников, но и исключают все возможные риски переквалификации отношений в трудовые. Как же правильно организовать этот процесс? Существует много различных инструментов для взаимодействия с самозанятыми. Они делятся на две большие группы: кредитные организации и электронные площадки. Их основная задача – автоматизировать процесс работы с внештатными исполнителями и предоставить компании дополнительный функционал.
При выборе такого партнера Елена Усачева рекомендует обращать внимание на его официальный статус, основные функции и стоимость. Начинать проверку выбранного сервиса необходимо с рассмотрения его статуса на сайте налоговой. Если он одобрен ФНС, можно смело переходить к следующему этапу – анализу доступного функционала. Как минимум, такие платформы должны взять на себя КЭДО, выплаты самозанятым, проверку статуса плательщика налога на профессиональный доход и сделать возможным автоматическое формирование необходимых документов с соблюдением всех требований закона. Некоторые компании, помимо этих основных функций, предлагают также набор дополнительных инструментов, которые каждый работодатель может выбрать под себя. Среди них – заполнение и отправка уведомлений в МВД по самозанятым, не являющимся гражданами России, круглосуточная техническая поддержка, помощь при оформлении документов, работа с маркетплейсами и др.
На своем вебинаре Елена Усачева представляла одну из таких компаний. Сервис Qugo – электронная платформа, которая помогает заказчикам автоматизировать работу с внештатным персоналом, сделать ее проще и безопаснее. Специалисты этой компании работают с налаживанием подобных процессов в самых разных областях, в том числе и логистике. Усачева подчеркнула, что Qugo является официальным партнером ФНС, выполняет необходимый минимум функций и предлагает работодателям много дополнительных инструментов. «У нас есть большой опыт работы с логистикой, мы проводим больше 25 тыс. платежей ежедневно, работаем по всей стране и не просто настраиваем нашим клиентам взаимодействие с самозанятыми, но и показываем, какие могут быть риски», – отметила Елена Усачева.
Резюмируя всю информацию, представленную на вебинаре, можно с уверенностью сказать, что нанимать самозанятых нужно, но с учетом всех рассмотренных нюансов, описанных нами в этой статье.
Александра Казунина