Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
19 апреля 2021 года в РСПП состоялось совместное заседание экспертов Подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству, Института прикладной экономики железнодорожного транспорта ПГУПС, НОЦ Инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС и Международного научно-исследовательского института проблем управления по теме: «Формирование экосистемы мобильности Индустрии 4.0».
Заседание открыл Председатель подкомитета по транспорту и логистике О.Н. Дунаев. В своем выступлении он отметил, что проблема глобальной мобильности будущего, определенная Всемирным Банком в качестве драйвера роста мировой экономики, отражает уже происходящий социальный, экономический и экологический сдвиг, кардинальным образом меняющий способы перевозки пассажиров и транспортировки грузов.
В дискуссии в качестве спикеров приняли участие А.И. Агеев; А.Е. Борейко; О.Н. Дунаев; И.И. Елисанова; Н.А. Журавлева; А.А. Зайцев; Л.А. Каргина; А.Г. Некрасов; В.В. Котенев; А.В.; Хребтов; В.Н. Щербакова-Слюсаренко; Ю.Л. Шабанова.
Трансформация мобильности, обусловленная Индустрией 4.0, формирует концепцию «мобильность как услуга». Это означает, что существующий сегодня способ доставки заменяется эффективной экосистемой, построенной на высокоскоростных перевозках, бесшовной логистике, беспилотном транспорте и развитой транспортной сети. Важнейшими становятся инновации, обеспечивающие доставку «последней мили».
В настоящее время тенденции эффективности бизнеса обусловлены внедряемыми в практику цифровыми трансформациями деятельности компаний Индустрии 4.0 и транспортно-логистических компаний, обеспечивающих их продуктовую мобильность. Оптимизация данных процессов связана с беспрецедентно высоким уровнем кооперации. Создаются не только национальные, но и глобальные экосистемы мобильности, которые требуют оперативного принятия решений в цепочках создания стоимости, а также партнерств и совместных исследований.
Практика понимания мобильности как услуги реализуется в контексте объединения усилий инфраструктурных компаний, операторского бизнеса, поставщиков услуг «мобильность как услуга», услуг по управлению и интеграции транспортно-логистических систем, финансирования, страхования, государственного регулирования, подготовки кадров и разработчиков цифровых платформ. Эти вопросы не ограничиваются территориями отдельных стран, поскольку глобальные товарные и финансовые рынки видят проблему своей эффективности в свете устойчивого развития мировой экономики.
Для индустрии 4.0. именно мобильность мультимодальных поставок существенно оптимизирует операционные модели производителей новой инновационной техники, делая их более конкурентоспособными, обеспечивая технологический прорыв национальных экономик.
Разработка и внедрение новых инновационных технологий, в частности, на основе магнитной левитации, которая уже апробирована и эффективно реализуется Китаем, может «запустить» массовое производство «мобильности как услуги», меняя облик городских агломераций, пространственного развития территорий и повышая конкурентоспособность транспортных коридоров.
Отмечено, что мобильность будущего невозможна без подготовленного персонала, обладающего компетенциями цифровых технологий, знаний проектного управления и опыта работы в команде, нацеленной на лидерство. Эта проблема должна иметь системное решение как в рамках национального образовательного регулирования, так и в международных научных и образовательных проектах.
Обсуждение вопросов, вынесенных на дискуссию, показало, что необходима систематизация подходов к формированию экосистемы мобильности будущего, учитывающей интересы большинства, участвующих прямо или косвенно в производстве и потреблении «цепочки ценностей» Индустрии 4.0. На этой основе следует создать новую модель сотрудничества бизнеса и научных организаций по формированию единого концепта ландшафта мобильности, разработки и внедрения лучших практик по повышению доходности бизнеса в создаваемых экосистемах, обучению персонала, созданию цифровых платформ и масштабированию цифровых компетенций. Транспортным компаниям в экосистеме мобильности важно опираться на принципиально новые инновационные технологии доставки, обеспечивающей высокие скорости, а, следовательно, и эффективную мобильность населения и товарных рынков.
По итогам дискуссии участники совместного заседания приняли Резолюцию и подчеркнули важность регулярного открытого обсуждения узких мест и ограничений для реализации потенциала международной кооперации. Предложены направления по активизации процессов и технологий развития экосистемы мобильности Индустрии 4.0: развитие сетей поставок для Индустрии 4.0; пространственная связанность территорий; развитие городов и агломераций; формирование инновационного персонала в рамках российско-германского перекрестного года «Экономика и устойчивое развитие 2020-2022».