Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
В 2020 году вырос спрос не только на услугу комплексной логистики, но и на логистический консалтинг для оптимизации расходов бизнеса. Например, многие компании и интернет-магазины оказались в ситуации, когда у них есть арендованное помещение, а продажи идут с непрогнозируемыми пиками. В итоге количество запросов на логистический консалтинг и оптимизацию логистики за 2020 год выросло в 3 раза по сравнению с 2019 годом, отмечает Андрей Серегин, коммерческий директор ПЭК.
Одна из причин – изменение структуры потребления товаров из-за пандемии. Теперь торговые сети предпочитают получать товары меньшими партиями, по данным экспертов ПЭК, средний объем заказа уменьшился на 15%, но чаще на 10%. В этих условиях для интернет-магазинов, которые доставляют грузы самостоятельно (не работает через маркетплейс), растут расходы на логистику до конечного покупателя.
Кроме того, перед продавцом остро встаёт задача определиться, чего он ждет от логистики. Эта необходимость отчасти связана с большим выбором услуг на логистическом рынке: хранение и доставка товара по всей филиальной сети клиента и ряд дополнительных опций, таких как доставка до двери, сбор товаров из различных деталей и так далее. Консалтинг также помогает определиться, какой вид транспорта подходит клиенту – аренда целой машины или перевозка сборным грузом.
«Рынок логистического консалтинга в России пока не сформирован, крупных игроков на нем практически нет», – поясняет Андрей Серегин. По данным рейтингового агентства RAEX, из топ-100 крупнейших консалтинговых групп и компаний по итогам 2019 на логистическом консалтинге специализируются лишь от 3 до 5 компаний.
Рынок консалтинга в целом в России испытывает спад еще с 2019 года, по итогам которого суммарный объем выручки участников рынка увеличился лишь на 2%, что ниже уровня инфляции (3%), писали эксперты RAEX. На фоне пандемии эксперты ожидают лишь усиления кризисных тенденций в консалтинге.
При этом, по данным рейтингового агентства, больший объем в сегменте занимает IT-консалтинг (59% рынка), финансовый, налоговый и юридический консалтинг, оценочная деятельность. Объем рынка консалтинга в области производства товаров в России составляет 3,6 млрд. рублей, в области стратегического планирования и маркетинга – 1 млрд рублей, по данным RAEX. Эксперты рынка сходятся во мнении, что в 2020 году основной запрос на консалтинг связан с оптимизацией бизнес-процессов: компании находятся в поисках способов экономии.
В ответ на возрастающий спрос на рынке будет появляться отдельная услуга по антикризисному логистическому консалтингу малого и среднего бизнеса. «Например, сейчас мы работаем над продуктом «ПЭК. Эксперт». Речь идет о независимом от отдела продаж подразделении, куда партнеры и клиенты, которые только запускают бизнес или хотят оптимизировать затраты, будут приходить за комплексными решениями. Сейчас у многих логистических компаний работа с клиентами построена так: клиент перечисляет, какие услуги он хотел бы получить: транспортировку, хранение, обработку, упаковку грузов. В ответ компания подсчитывает, сколько это будет стоить. В офисе «ПЭК. Эксперт», напротив, сервисная компания будет отталкиваться от потребностей клиента. И по итогам эксперт будет давать рекомендации, какую логистическую модель выстроить клиенту», – поясняет Андрей Серегин.
Если стоит задача не оптимизировать логистику, а, напротив, ее масштабировать вместе с развитием бизнеса, консультанты просчитают риски, оформят бизнес-схему со сроками, предоставят расчет прибылей и убытков проекта.
Например, клиент хочет запустить интернет-магазин с доставкой, сортировкой и хранением грузов. Сейчас небольшой интернет-магазин платит за доставку по всей стране от 100 тыс. рублей в месяц, средний – около 500 тыс. рублей в месяц в зависимости от количества регионов и складов.