Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров провел очередную встречу с участниками транспортного рынка. В ней приняли участие руководители предприятий – крупнейших грузоотправителей, компаний-операторов подвижного состава, общественных организаций.
В ходе встречи обсуждались вопросы обеспечения роста погрузки, оптимизации технологических процессов, перехода на безбумажные технологии и электронное взаимодействие, а также синхронизации планов грузоотправителей с графиком проведения ремонтно-путевых работ на инфраструктуре ОАО «РЖД».
По словам Олега Белозёрова, цель компании – вывозить все грузы, которые предъявляет рынок. Освоить постоянно возрастающие объемы возможно только при условии реализации комплексных инициатив, а также опережающем развитии инфраструктуры.
На сети железных дорог по всей стране выполняются масштабные инфраструктурные проекты, однако их завершение и ожидаемые эффекты намечены на следующие годы. Исходя из этого, усилия компании, прежде всего, направлены на повышение эффективности технологических процессов, увеличение скорости доставки. В текущем году поставлена цель обеспечить прибытие 99 % грузовых отправок в установленные сроки (в 2018 г. – 96,7%).
Одно из основных направлений работы по повышению провозной способности – развитие тяжеловесного движения. По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, в текущем году за счет увеличения доли тяжеловесного движения перевезти дополнительно 80 млн тонн, или 6 процентов от общего объема.
Однако было отмечено, что в условиях значительного роста нагрузки на инфраструктуру участникам перевозочного процесса необходимо более точно рассчитывать количество подвижного состава под заявленные объемы погрузки. В 2018 году более 350 тыс. вагонов, поданных под погрузку, не были использованы грузоотправителями. По этой же причине на инфраструктуре компании сегодня отставлено от движения около 20 тыс. порожних вагонов. Кроме того, на подъездных путях предприятий без операций в ожидании погрузки более 5 суток простаивает более 10 тыс. вагонов.
– Привлечение этих вагонов для перевозки социально-значимых грузов, в том числе минерально-строительных, за счет небольшой дальности перевозки и минимального оборота сохранит доходность операторского бизнеса и исключит локальный дефицит подвижного состава, что, в свою очередь, позволит сбалансировать перевозки во внутрироссийском и экспортном сообщениях и приблизиться к прогнозируемым параметрам освоения грузоперевозок в текущем году на уровне оптимистического сценария, – отметил Павел Иванов. Он добавил, что эта работа может быть организована на базе электронной торговой площадки «Грузовые перевозки».
Оптимизировать технологию и увеличить объемы внешнеторговых перевозок позволит переход на электронное взаимодействие всех участников процесса, включая государственные контролирующие органы.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба планируют завершить последние необходимые процедуры, после чего уже во втором квартале текущего года всем участникам внешнеэкономической деятельности будут доступны новые возможности в области международных грузоперевозок.
Комплексная технология позволит грузоотправителям спланировать и оформить международную перевозку в электронном виде, подтвердить перед ФНС право на ставку 0% НДС при экспорте.
Участник внешнеэкономической деятельности будет оформлять в электронном виде таможенную декларацию, получать необходимые электронные разрешения, оформлять международную железнодорожную накладную, подписывать ее электронной подписью. В свою очередь, таможня будет прикреплять к этой накладной электронные разрешительные отметки, и груз сможет отправиться на сопредельную территорию. Вся отчетность перед государственными органами будет также приниматься в электронном виде.
В мае текущего года совместно с VR Group планируется начать опытную эксплуатацию системы электронного оформления импортных грузов с территории Финляндии. В дальнейшем она будет тиражирована по остальным направлениям.
Аналогично развиваются технологии оформления транзитных перевозок. Предполагается, что до конца текущего года будет организована работа с электронными накладными при перевозках в сообщении с Китаем.
– Таким образом, в 2020 году будет реализована целевая задача осуществления железнодорожных перевозок в экспортном, импортном и транзитном сообщении по электронным юридически значимым документам, – подчеркнул Алексей Шило.
В ходе встречи грузоотправителями были подняты вопросы организации движения в период летних ремонтно-путевых работ.
По словам Павла Иванова, в текущем году предстоит отремонтировать более 6 тыс. км пути. На восточном направлении запланировано предоставление «окон» на всем маршруте следования грузопотоков от Кузбасса до портов Дальнего Востока с 15 апреля до 1 ноября.
Проведение работ спланировано таким образом, чтобы максимально сократить влияние на пропуск основных вагонопотоков.
В Европейской части России запланировано три основных этапа предоставления окон.
Первый – с 1 апреля по 31 мая на полигонах Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог по маршруту следования грузов в порты Северного Кавказа.
Второй этап – с 10 июня по 31 августа – в направлении портов Северо-Запада.
Третий этап – с 1 сентября по 1 ноября – в направлении центра европейской части страны.
По словам Павла Иванова, для освоения предъявляемых объемов погрузки каждый из этапов предусматривает последовательное перераспределение вагонопотоков на альтернативные направления. Однако это может привести к дополнительным некомпенсируемым эксплуатационным расходам для ОАО «РЖД», а также рискам несоблюдения сроков доставки грузов.
Так, например, при предоставлении окон в северо-западном направлении часть вагонопотока необходимо будет направлять в обход через Дружинино – Вековку – Александров. Этот маршрут на 560 км длиннее того, что предусмотрен тарифным руководством.
С целью сохранения объемов погрузки и обеспечения равного доступа к инфраструктуре во время ремонтных работ ОАО «РЖД» предлагает предусмотреть на этот период возможность тарификации с учетом использования альтернативных маршрутов перевозок. Для этого потребуется внесение изменений в приказ Минтранса РФ.