Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
4 марта под председательством первого заместителя генерального директора компании Вадима Михайлова состоялось совещание с участниками транспортного рынка по вопросу развития железнодорожных контейнерных перевозок.
В нем приняли участие заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев, руководители компаний Maersk, «ТрансКонтейнер», «ОТЛК ЕРА», Fesco и других контейнерных операторов, крупнейшие грузоотправители.
– Контейнерные перевозки – самый динамично развивающийся грузовой сегмент, в прошлом году он показал прирост почти 13%. Мы впервые перевезли более 5 млн контейнеров, преодолев важный психологический рубеж. Это – наше общее достижение. Только совместными усилиями участников транспортной цепочки можно достигнуть таких хороших результатов, – заявил Вадим Михайлов.
В 2019 году ОАО «РЖД» выполнило все целевые показатели Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в части контейнерных перевозок. Практически на сутки уменьшены сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении Европа – Западный Китай (на участке Красное – Илецк, Озинки, Карталы, Петропавловск факт в 2019 г. – 2,3 суток при плановых 3,2 суток). Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока составила 1060 км в сутки (при плановом значении 931 км в сутки).
– На 2020 год поставлена амбициозная довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров. При этом по перевозкам контейнеров в целом мы ставим себе задачу достичь цифры 6 млн единиц, – сказал Вадим Михайлов.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, контейнерные перевозки имеют целый ряд тарифных преференций. Индексация ставок Прейскуранта на перевозки контейнеров проводилась меньшими темпами, чем для вагонных отправок. При перевозках на расстояние свыше 4 тыс. км действует скидка 53% от базового тарифа.
Кроме того, в рамках тарифного коридора устанавливаются специальные скидки на перевозки груженых универсальных контейнеров в составе контейнерных поездов.
В транзитном сообщении по основным транспортным коридорам тарифы установлены на минимально возможном уровне, скидка достигает 64%. Специальные тарифы на транзит контейнеров не менялись с 2011 года.
ОАО «РЖД» подготовлены предложения в ФАС по изменению тарификации для привлечения на железную дорогу контейнеров, не совпадающих параметрами с универсальными (нестандартные, специализированные, своп-контейнеры и т.п.).
По мнению Алексея Шило, дальнейшее увеличение объема контейнерных перевозок требует актуализации нормативно-правовой базы и снятия излишних административных барьеров.
– Необходимо существенно расширить возможности для грузоотправителей небольших партий контейнеропригодных грузов. С целью упрощения доступа к инфраструктуре проводится системная работа по открытию станций для грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами. Сейчас на сети железных дорог открыто для работы с контейнерами 769 станций, в т.ч. в 2019 г. открыто 86 станций. В планах на 2020 г. – открытие ещё около 60 станций, – сказал Алексей Шило.
По его словам, в декабре 2019 года вступили в силу новые правила перевозок скоропортящихся грузов, которые выровняли условия автомобильных и железнодорожных перевозок.
Минтрансом разработаны новые правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах, в которых, в частности, нет имеющегося в действующих с 2003 года правилах требования о том, что масса одного места груза в крупнотоннажном контейнере не должна превышать 1500 кг. Таким образом выравниваются условия перевозок на железнодорожном и морском транспорте.
Также совместно с Минтрансом ведется работа по актуализации технических условий для размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
По словам Алексея Шило, повысить конкурентоспособность железной дороги при перевозках контейнеров позволило бы сокращение количества документов и перечня сведений, необходимых для оформления транзитных грузов, следующих в контейнерах, до объема информации, имеющейся в железнодорожной накладной.
Кроме того, для ускорения времени доставки на регулярных контейнерных маршрутах необходимо придать организованным поездам с транзитными грузами особого статуса и установить жесткие временные нормативы для их обработки контрольными органами на межгосударственных пунктах пропуска – по аналогии с нормативами, действующими при работе с пассажирскими поездами.
– В настоящее время ОАО «РЖД» совместно с отраслевой наукой разрабатывает новую сетевую технологию работы с контейнерами. При решении этой задачи будут подробно расписаны функционально-технологические процессы контейнерных перевозок, планирования, маршрутизации, сортировки в пути следования. Приглашаем всех участников рынка к участию в этой работе, – отметил Алексей Шило.