18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Межотраслевой экспертный совет по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) завершает первый этап исследования российского рынка коммерческих грузовых автомобильных перевозок и подводит предварительные итоги.
В процессе исследовательской работы, проводимой совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и консультационной компанией Infomost Consulting, эксперты МОЭС пришли к следующим промежуточным выводам:
«Мы предпринимаем все усилия для того, чтобы собрать воедино те, прямо скажем, немногочисленные и крайне разрозненные данные, которые описывают коммерческий рынок автомобильных грузовых перевозок в нашей стране, – говорит директор по консультативно-аналитической работе Infomost Consulting Алексей Комаров. – И если по международным перевозкам, которые регулируются властями, данные есть, и вполне качественные, то по всем остальным сегментам информации очень мало. Наша задача – начинать восполнять этот пробел».
Перед исследователями помимо сбора и первичного анализа статистических данных, описывающих рынок, стоит более сложная задача формирования качественной оценки рынка и его отдельных сегментов в целях создания прогноза средне- и долгосрочного развития.
Полученные на сегодняшний день результаты свидетельствуют о благоприятных перспективах развития и потенциальной инвестиционной привлекательности рынка. На долю автогрузового транспорта приходится более 2/3 перевозок всех грузов в России. В среднесрочной перспективе предполагается поступательный рост объемов магистральных автоперевозок на уровне 3,5% в год. После спада 2014-2015 гг. рынок снова находится на подъеме.
Источник: Росстат РФ
География наиболее интенсивных маршрутов грузовых автомобильных перевозок расширяется: сегодня наибольшая доля перевозок приходится на европейскую часть России, но объемы перевозок на Урале и в Сибири сегодня показывают все более быстрый рост.
В связи с ростом курса доллара и евро в 2014-2015 гг., а также введенным продуктовым эмбарго со стороны РФ в августе 2014 г., грузопоток из ЕС в 2015-2016 гг. снизился, по оценкам eurostatica.com, на 30-45% (в зависимости от категории продукции) в сравнении с объемами 2013 г. После периода явного спада грузоперевозок РФ-ЕС в 2016 г. наблюдалась стабилизация данного направления грузоперевозок. В 2016 г. из Евросоюза в РФ на автотранспорте было перевезено 9,49 млн тонн грузов – на 2,89% меньше, чем в 2015 г. В обратном направлении доставлено 9,89 млн тонн грузов (+4,29%).
По данным ФБУ «Росавтотранс», в 2016 г. зафиксирован резкий рост грузопотока между Россией и КНР. Если по итогам 2012 г. совокупный грузопоток автомобильным транспортом между двумя странами составил 1,57 млн тонн, в 2013 г. - 1,64 млн тонн, в 2014 г. - 1,7 млн тонн,
а в 2015 г. - 2 млн тонн, то за 2016 г. грузопоток автомобильного транспорта между РФ и КНР уже превысил уровень 2,5 млн тонн.
По данным ФТС РФ, общий товарооборот между Россией и Китаем по итогам 2016 г. увеличился на 2,2%, достигнув 69,53 млрд долларов. Согласно последним данным Главного таможенного управления КНР, в первом квартале 2017 г. внешняя торговля между стратегическими партнерами показала бурный рост: стоимость экспорта из Китая в Россию выросла на 22,4% (до 8,44 млрд долларов), а стоимость российского импорта в КНР – на 36,1% (до 9,67 млрд долларов). Общий прирост товарооборота к первому кварталу 2016 г. составил 29,3%.
В связи со снижением грузопотока товаров из ЕС в РФ на рынке перевозок произошла определенная переориентация грузопотоков. Выросли грузовые потоки и их доли по внутренним направлениям: Центр – Юг, Центр – Восток, а также РФ – Казахстан (учитывая направления туда и обратно). Участники рынка отмечают увеличение потока и возможность организации перевозок грузов в обратном направлении из Сибири в ЦФО и ПФО.
Секторально самый развитый, организованный и перспективный сегмент рынка –
FTL-перевозки для ритейлеров и FMCG компаний. Наиболее широко услуги грузовых автомобильных перевозок востребованы в сегменте FMCG (41,3% всех перевозок, по данным исследовательского агентства MegaResearch), который демонстрирует уверенный рост, в том числе в регионах Урала и Сибири. В число крупнейших FTL-перевозчиков России входят «Деловые линии», Globaltruck, Delco, «Монополия», «Совтрансавто».
Дополнительный толчок бурному развитию коммерческих грузовых автомобильных компаний даст развитие интернет-торговли. Объем рынка интернет-торговли в России, по данным АКИТ, в 2016 г. вырос на 21% по сравнению с 2015 г. и составил 920 млрд рублей. Также АКИТ прогнозирует, что в 2017 г. объем данного рынка составит более 1,1 трлн рублей (+19,5%). При этом средний годовой темп прироста (CAGR) в 2016-2022 гг. ожидается на уровне 14,2%.
Источник: АКИТ, MegaResearch, расчеты Infomost Consulting
Грузовой автотранспорт играет фундаментальную роль в обслуживании потоков отправлений e-commerce. Так, в США службы доставки интернет-торговли оперируют парками, насчитывающими десятки тысяч грузовиков (FedEx – 60 тыс. грузовиков, UPS – 99 тыс. единиц техники разных классов). Очевидно, что рост интернет-торговли в России будет на протяжении ближайших лет выступать мощным драйвером развития логистических и автотранспортных компаний.
Промежуточные итоги исследования МОЭС убедительно указывают на то, что на рынке, который в настоящее время все еще остается сильно фрагментированным, начинаются процессы консолидации. По аналогии с другими отраслями экономики можно с уверенностью предположить, что от консолидации рынка выиграют крупные профессиональные игроки, обладающие передовыми технологиями управления, современным техническим оснащением – от качественного автопарка до продвинутых IT-решений. Только такие компании смогут остаться конкурентоспособными на рынке, который постоянно испытывает давление, с одной стороны, заказчиков, требующих высококачественных услуг по приемлемым расценкам, а с другой стороны, властей, постоянно вводящих новые обременения для бизнеса в виде инфраструктурных платежей и налоговой нагрузки. Опять же по аналогии с другими секторами российской экономики, уже прошедшими через аналогичные фазы своего развития, нетрудно сделать вывод, что средние и малые транспортные предприятия будут постепенно уходить с рынка.
Источник: MegaResearch
Консолидированный и работающий по цивилизованным правилам рынок будет давать предсказуемые, скорее всего, положительные финансовые результаты. Есть вероятность, что в ближайшие годы российский рынок автомобильных грузовых перевозок выйдет на второе место в Европе (после Германии).
Завершить первую фазу исследования рынка автомобильных грузовых перевозок в РФ планируется до конца 2017 г. После этого МОЭС предоставит результаты исследования для открытого доступа.