Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море
Тоннаж: Костеры
За отчетную неделю заметно вырос объем предложений от поставщиков зерна нового урожая. Это привело к снижению экспортных цен (FOB Ростов упал в среднем на $5) и усилению спроса Фрахтователей на тоннаж. Ставки росли, прибавив $3-4 и достигнув отметки $27 на базисе рейса Ростов-Мармара, при этом Судовладельцы отдавали предпочтение коротким рейсам. Данное обстоятельство может спровоцировать скопление тоннажа в турецких черноморских портах на 29 неделе. Так, в конце 26 недели на рейде порта Самсун находилось около 20 теплоходов в ожидании выгрузки, а 15 июля в Турции национальный праздник и поэтому грузовые операции осуществляться не будут.
Ощутимо вырос спрос на перевалку зерна на рейде порта Кавказ, объясняемый более выгодными ценами на зерно базис FOB Кавказ. Сдерживающим фактором для дальнейшего роста отгрузок остается недостаток предложений флота под российским флагом. Средняя ставка на базисе Ростов-Кавказ в конце недели составляла порядка $14 за тонну.
Низкой пока остается интенсивность отгрузок из Волжского бассейна. Накопление судовых партий зерна на речных элеваторах фактически только началось, поэтому Фрахтователи пока заняты предварительным просчетом стоимости перевозок. Основной рынок фрахта из речных портов будет сформирован в конце июля. Основным фактором влияния на него станет жара и засуха, установившаяся на юге России во второй половине июня и повлиявшая на снижение прогноза урожая нынешнего года в Поволжье.
В целом настроения рынка определяются динамикой уборочной кампании, начавшейся ранее обычного. На 28 неделе было собрано 29,3 млн тонн зерна (на 5,2 млн тонн больше, чем в прошлом году на это же время). И хотя темпы уборки все еще превышают уровень 2018 года, общая урожайность снижается и уже сравнялась с прошлогодними значениями – 37,8 центнера зерна с одного гектара. Исходя из этого, можно сделать вывод, что урожай 2019 года не побьет рекорды 2017 года.
Если в России на качество зерна и урожайность повлияли жара и засуха, то в Украине урожаю угрожают сильные дожди и повышенная влажность. Такая погода особенно неблагоприятна для ячменя, затрудняя уборку. В итоге складывается похожая ситуация: темпы уборки растут, а общая урожайность сокращается. Ожидается, что фрахт из украинских портов Черного Моря будет расти быстрее всего в конце июля, а в дальнейшем – постепенно замедлится.
Каспийский регион демонстрирует повышение спроса на флот из Астрахани и Волгограда. Ставки растут, и еще одним фактором влияния на это стало резкое сокращение доступного флота с иранским флагом, в большинстве своем перешедшего на контрактную работу.
Если в начале недели фрахт на базисе Астрахань-Северный Иран составлял $26-27 за тонну ячменя, то в конце отчетной недели он достиг $29-30. Также свою лепту вносит сравнительно низкая плотность ячменя нового урожая (stowage factor), так что теплоходы вмещают его существенно меньше. Эту недостачу Судовладельцы компенсируют «мертвым» фрахтом, включаемым в ставку.