18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Риски утраты или повреждения груза в результате действий недобросовестных грузоперевозчиков могут быть значительно снижены с помощью современных IT-сервисов. Как грамотно оценить профиль исполнителя на логистической онлайн-платформе, применяя интегрированные аналитические инструменты, рассказывает директор по развитию «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Александр Вильде.
Плюсы цифровых платформ
По мнению аналитиков (например, согласно отчету PwC «Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году»), цифровизация – главный фактор, влияющий на развитие транспортно-логистической отрасли во всем мире. Всё больше руководителей транспортных и торговых компаний уверены в том, что изменения в технологиях оказания услуг окажут прорывное влияние на их бизнес. И такие изменения уже происходят: один из ярких примеров – рост интереса к платформенным решениям в сфере грузоперевозок, позволяющим участникам рынка (грузовладельцам, экспедиторам, перевозчикам, диспетчерам) взаимодействовать друг с другом в едином цифровом контуре и тем самым добиваться комплексной оптимизации бизнес-процессов.
Грузовладелец при поиске транспортной компании может действовать традиционно: выложить объявление на сайте и ждать отклика или обращаться к перевозчикам напрямую, а может использовать логистическую облачную платформу, где каждый размещенный заказ виден сразу всем потенциальным исполнителям. При ипользовании платформы ему будут доступны контактные данные откликнувшегося на заявку перевозчика, регион его присутствия, информация о статусе, опыте работы, достижениях, наличии автопарка, результатах проверок и многое другое.
Логистические платформы сегодня стремятся соответствовать новым требованиям к безопасности грузоперевозок. С одной стороны, открытость площадки, доступность информации о контрагентах, наглядность логистической цепочки, максимальный контроль груза, электронный документооборот – позволяют сделать этот бизнес-процесс намного защищеннее. Но есть и обратная сторона медали, на виртуальной площадке может зарегистрироваться кто угодно: например, среди большого количества добропорядочных перевозчиков могут оказаться мошенники, компании-посредники или фирмы с сомнительной репутацией. Аккаунт доверенного перевозчика может сменить фактических владельцев при продаже бизнеса целиком, что также грозит некачественным сервисом. Как определить исполнителя, которому можно доверить свой груз?
«Говорящий» профиль
На «Бирже грузоперевозок ATI.SU» есть ряд инструментов, которые позволяют с помощью анализа данных, накопленных на платформе, или партнерских сервисов оценить степень риска работы с тем или иным исполнителем. Самый первый раздел, куда стоит обратиться за поиском информации: «Паспорт участника АТИ». Он включает важные сведения о грузоперевозчике: от названия компании и списка руководителей до истории активности, наличия автопарка и площадок, участия в различных ассоциациях. Каждому участнику присваивается определенное количество баллов, свидетельствующих о степени его надежности. Например, первый балл дается за подтверждение аккаунта путем совершения любого безналичного платежа (это нужно для подтверждения данных владельца аккаунта) или квалифицированной электронной подписи в системе ЭДО «АТИ Доки».
Важный элемент профиля участника АТИ – перечень рекомендаций и претензий, которые объективно свидетельствуют о качестве оказания услуг и наличии инцидентов: неплатежи, порча или кража груза. Система претензий основана на информации других участников АТИ, которые работали с исполнителем и могут подтвердить свое заявление документально. Такие документы рассматриваются юристами Биржи, прежде чем запись о претензии (урегулированной или неурегулированной) попадет в «Паспорт участника и рейтинги». Большое количество претензий может существенно снизить место компании в рейтинге. Существует также форум «Недобросовестные партнеры», где участники Биржи без премодерации делятся опытом сотрудничества с контрагентами. Эти сведения не влияют на рейтинг компании, но упоминаются в Паспорте, так как могут представлять интерес для потенциального заказчика.
Оценка активности исполнителя
История активности участника АТИ в аккаунте также может многое сказать о его работе с партнерами. График активности предоставляет статистику за три года, с шагом в один месяц, по основным действиям компании на сайте: входу в аккаунт, поиску машин или грузов, добавлению машин или грузов, чтению форумов. Характер активности может дать заказчику дополнительную уверенность в исполнителе или, наоборот, вызвать вопросы: например, если на графике отразилось временное прекращение всех операций, это может свидетельствовать о возможной смене владельца аккаунта. То же самое можно сказать об истории изменений контактных данных.
Недавно на Бирже были запущен еще несколько сервисов, направленных на оценку активности контрагентов. Например, «Поиск активных перевозчиков» – фильтр, который позволяет искать исполнителей, выполнявших поиски грузов за определенное время, с учетом веса, объема и типа кузова транспортных средств. Сервис «Реальный перевозчик» – с его помощью можно проверить владеет ли перевозчик транспортными средствами. Сотрудники Биржи сверяют присланные документы (техпаспорт и свидетельство о регистрации) на транспортное средство с данными ГИБДД и подтверждают владение, после чего ставят транспортную единицу на мониторинг и периодически проверяют, не было ли с ней совершенно новых регистрационных действий. Подтвержденный факт владения автотранспортом повышает степень доверия к перевозчику и указывает на то, что этот контрагент не является фирмой-посредником, которая перепродает заявки другим исполнителям от своего имени.
Партнерские сервисы проверок
Для повышения прозрачности всей логистической цепочки мы запустили сервис «Проверки». Он представляет из себя маркетплейс сторонних интегрированных сервисов от партнеров Биржи, позволяющих провести проверку юрлиц, водителей и транспортных средств на основе различных баз данных (ГИБДД, ФМС, ФСПП, базы страховых компаний и банков). Это может быть комплексная проверка перевозчика и водителя, проводимая вручную, или целый ряд проверок в автоматическом режиме: местоположение водителя по номеру телефона (выполняется с разрешения абонента), быстрая или детальная проверка юридического лица, оценка риска блокировки счета, определение наличия штрафов у водителя, история транспортного средства и другие. Недавно мы запустили аналитический сервис по инцидентам с грузами от компании IMPACT.
Дополнительные возможности
Заботясь о защите данных пользователей, мы создали на базе Биржи встроенный мессенджер для общения пользователей. Коммуникации по нему возможны только из верифицированного аккаунта АТИ, поэтому грузоотправитель может быть уверен в том, что получил сообщение именно от указанного партнера, а не от мошенника, подменившего телефонный номер или обратный адрес электронной почты.
Сами аккаунты защищены системой двухфакторной аутентификации. В каждом аккаунте администратор может настроить корпоративные права доступа с учетом функций сотрудников компании. Кроме того, мы не храним в системе пароли пользователей, что означает, что если даже у злоумышленник завладеет базой аккаунтов, получить прямой доступ к ним он не сможет.
Современные ИТ-инструменты действительно могут сделать цепочку грузоперевозок эффективнее и безопаснее. Задача пользователя логистической платформы – научиться пользоваться этими инструментами и выделять из большого объема дополнительных сервисов те, которые ему действительно нужны.