Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
ЗАЧЕМ НУЖЕН БИЗНЕС-ПЛАН?
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ И ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КЛАССА А В Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ
«Агентство Маркет Гайд» обладает значительным опытом разработки ТЭО/бизнес-планов с учетом специфики проектов логистического профиля. Ключевые моменты подготовки ТЭО/бизнес-планов на примере проекта строительства логистического комплекса класса А в г. Южно-Сахалинске в своей статье рассматривают директор агентства Юлия Кислова и руководитель отдела финансового и инвестиционного анализа Мария Смолякова.
Знаете, чем отличается успешный предприниматель от остальных? Он умеет видеть перспективное направление, анализировать, оценивать риски, принимать решения, основываясь на большом количестве разноплановой информации и вовремя отказаться от проекта, если его потенциальные показатели не вписываются в установленные рамки, например, по доходности, объему вложений в проект и/или сроку окупаемости. Оценить проект и принять нужное решение невозможно без технико-экономического обоснования (ТЭО), или бизнес-плана проекта. Бизнес-план – это тот четко структурированный документ, который или приведет бизнес к успеху, или покажет нецелеобразность вложения денег в рассматриваемое направление / проект при заданных параметрах.
Без бизнес-плана для логистических проектов невозможно:
■ получить кредит в банке для строительства новых складских помещений, закупки складского оборудования, реорганизации деятельности автопарка и т.д.;
■ получить оборудование и/или автотранспорт в лизинг в случае развития нового направления бизнеса;
■ получить государственную поддержку бизнеса в виде различных государственных субсидий, налоговых льгот или прямого государственного финансирования;
■ получить статус резидента на территории опережающего развития со всеми вытекающими преференциями для бизнеса;
■ обосновать затраты для инвестора или налоговых органов;
■ обосновать тот или иной сценарий развития компании для учредителей и собственников бизнеса;
■ обосновать выбор определенных складских технологий; И хотя не существует единой методики разработки ТЭО/бизнес-плана, для точного планирования инвестиционного проекта необходимо соблюдать общие правила, которые остаются практически неизменными, несмотря на специфику отдельных проектов, отраслей и даже государств.
В своей работе «Агентство Маркет Гайд» выделяет шесть этапов разработки ТЭО/бизнес-плана для проектов логистического профиля (см. рис. 1). Нужно отметить, что данные этапы сменяют друг друга нелинейно: часть работ может выполняться параллельно, при этом на каждом этапе может происходить пересмотр ранее принятых решений и даже возврат к предыдущим этапам в случае возникновения дополнительной информации и/ или при уточнении тех или иных параметров.
И если первый (подготовительный) этап клиенты проводят самостоятельно, то уже со второго этапа разработки ТЭО/бизнес-плана чаще всего привлекается специализированная консалтинговая компания, обладающая необходимыми компетенциями.
Каждый этап разработки ТЭО/бизнес-плана мы рассмотрим на примере проекта строительства регионального многопрофильного логистического комплекса класса А в Южно-Сахалинске. Именно с такой задачей инициатор данного проекта обратился в «Агентство Маркет Гайд».
Первый этап разработки ТЭО/бизнес-плана (подготовительный)
Первоначальная концепция, разработанная и представленная клиентом, предполагала, что рассматриваемый логистический комплекс предназначен для хранения и обработки любых промышленных товаров FMCG, не требующих специальных режимов хранения, в том числе частично опасных грузов при условии соблюдения условий товарного соседства.
Проект предусматривал оказание широкого спектра операций по направлениям:
– прием, складирование и хранение товаров, а также дополнительные услуги по упаковке, обрешетке, маркировке и т.д.;
– комплектация товаров, находящихся в складских секциях, и отправка их заказчикам;
– размещение служб управления и администрации комплекса;
– размещение автотранспорта, доставляющего продукцию, на период оформления документации на прием и отправку грузов.
Идея успешной реализации логистического комплекса в г. Южно-Сахалинске базировалась на следующих предпосылках:
– низкая обеспеченность о. Сахалин качественными складскими площадями с высокотехнологичными функциями по управлению товарными потоками и предоставлением сервиса 3PL-услуг;
– отсутствие в Сахалинской области современных логистических объектов полного цикла класса A (A+), что затрудняет приход на Сахалин крупных торговых сетевых компаний;
– высокий уровень спроса на услуги 3PL-сервиса со стороны игроков нефтегазовой отрасли о. Сахалин: доля логистического аутсорсинга в нефтегазовом сегменте достигает 90–100%; – высокая активность других секторов экономики (торговля, строительство, социальная сфера), которые традиционно являются потребителями логистических услуг на складских объектах;
– отсутствие у подавляющего числа 3PL-операторов, присутствующих на рынке о. Сахалин, собственных высокотехнологичных складских комплексов;
– создание на о. Сахалин территории опережающего развития (ТОР), дальнейшее развитие нефтегазового комплекса и других секторов экономики, усиление внешнеторговых отношений с приграничными странами,