Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Мария Мартынова,
начальник отдела страхования грузовых перевозок СПАО «Ингосстрах»
УБЫТКИ ПОД КОНТРОЛЕМ
Наиболее проблемными в работе грузоперевозчиков являются случаи возникновения ДТП, хищения грузов, а также мошенничество из числа сторонних перевозчиков, с которыми работают экспедиторы. Каждый подобный случай приносит многомиллионные убытки, бросая тень на репутацию транспортной компании. Как компаниям защитить себя, рассказывает начальник отдела страхования грузовых перевозок СПАО «Ингосстрах» Мария Мартынова.
Перечисленные проблемы актуальны для всех участников рынка грузоперевозок ‒ от небольших компаний с 1‒2 фурами до логистических холдингов. Ситуацию обостряет то, что перевозчик несет ответственность за груз, даже если формально невиновен, например в случае кражи груза третьими лицами. В таких условиях страхование ответственности грузоперевозчика особенно актуально, поскольку позволяет защитить финансовые интересы компании и покрыть все риски, которые несет перевозчик или экспедитор в рамках законодательства РФ.
Раньше основными страхователями были крупные компании, а средние имел- кие перевозчики приобретали полис только по требованию заказчика; сегодня ситуация кардинально изменилась. В период кризиса число случаев хищения грузов значительно увеличилось, убытки перевозчиков стали нарастать, и многие компании расчетным путем определили, что покупка полиса страхования ответственности грузоперевозчика помогает защититься от непредвиденных трат и взять расходы под контроль.
Самый частый страховой случай в рамках данного вида страхования ‒ дорожно-транспортное происшествие. Полис позволяет компенсировать ущерб грузовладельцу в любом случае, вне зависимости от наличия или отсутствия вины перевозчика в конкретном ДТП. На втором месте по периодичности наступления ‒ хищения: от пропажи из фуры нескольких коробок с товаром до угона транспортного средства с грузом, когда ущерб исчисляется миллионами рублей. Если груз дорогостоящий (смартфоны, электроника, сигареты и т.д.), убытки перевозчика от кражи одного автомобиля с грузом могут составить порядка 100 млн руб. Зачастую автомобили угоняют со стоянок пока водители отдыхают после длительного перегона. Учитывая высокий риск хищения, страховые компании все чаще требуют от перевозчика оставлять автомобили с грузом на специализированных стоянках с пропускным режимом, огороженных по всему периметру и охраняемых. Таким образом можно исключить халатность или неосмотрительность водителя, ведущие к серьезным финансовым потерям.
При страховании ответственности экспедитора формируется цепочка, в которой страховщик фактически принимает на себя риски грузоотправителя и ответственность за действия стороннего перевозчика, осуществляющего транспортировку груза. Для всех участников цепочки здесь становится важной надежность конечного перевозчика. Случаи, когда привлеченный экспедитором перевозчик пропадает вместе с грузом, к сожалению, довольно часты и приносят существенные убытки грузовладельцам и экспедиторам. Поэтому страховые компании стали просить экспедиторов согласовывать с ними привлекаемых перевозчиков и проверять их с помощью своей службы безопасности.
Ингосстрах, имеющий многолетний опыт страхования ответственности перевозчиков и грузов, пошел дальше в решении этой проблемы. Компания создала и запустила масштабный ITпроект, призванный автоматизировать и ускорить процесс проверки перевозчиков. На финальной стадии клиенты Ингосстраха смогут проверять историю своих партнеров буквально за несколько секунд, войдя в «личный кабинет» на сайте страховщика и указав данные перевозчика. Сейчас проект находится в стадии реализации. Алгоритм проверки уже выстроен. IT-система будет оценивать перевозчика в баллах и выдавать рекомендации. Различные критерии анализируются с разных сторон в привязке к конкретной компании. Для бизнеса наличие такой IT-системы позволяет снизить риск мошенничества, сократить затраты на оценку и в разы повысить скорость принятия решений относительно работы с конкретными перевозчиками.
Помимо этого Ингосстрах предлагает перевозчикам антикризисный продукт «Оптимальный». Он значительно дешевле стандартных программ, но при этом покрывает самые актуальные и дорогие риски: ДТП по вине перевозчика, противоправные действия третьих лиц (кражи, грабежи, разбой, хулиганство), а также пожары. Эта программа появилась в 2016 г. используется популярностью у перевозчиков. Еще одно антикризисное предложение Ингосстраха ‒ страховой полис с конструктором рисков. Клиент по своему усмотрению может застраховать только определенные риски, тем самым снизив стоимость полиса. Например, при перевозке грузов в рефрижераторах можно застраховать только риск нарушения температурного режима и, скажем, ДТП. Если перевозчик работает со специфическими грузами (например, вакцины, сырье и др.), которые сложно реализовать, то риск кражи для него минимален и может быть исключен из покрытия. Для крупногабаритных грузов актуален риск повреждения из-за неправильного крепления или ДТП, и его можно застраховать отдельно. Такой сегментированный подход позволяет перевозчику сэкономить на страховании, при этом получив качественное покрытие и защиту от самых существенных рисков.