18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Турбулентный 2022-й стимулировал бизнес к пересмотру модели построения долгосрочных планов. В условиях нестабильности более логичным видится пошаговое планирование с оглядкой на текущую ситуацию. Директор Ventra Industrial Ольга Тонких рассказывает о том, что влияет на обстановку в логистическом сегменте прямо сейчас и какие инструменты должны быть у игроков, чтобы успешно принять вызовы 2023-го.
Ольга Тонких, директор Ventra Industrial
Ожидания и реальность
Частично оправившись от пандемии и ковидных ограничений, рынок логистических услуг вступил в 2022 г. в целом на позитивных ожиданиях. Проблема нехватки рабочей силы, сохранявшаяся весь 2021 г., оставалась для сегмента актуальной, впрочем, как и для других отраслей. Для решения кадровой проблемы эксперты предлагали ряд решений, которые позволяли максимально точно планировать бюджет и мягко распределять затраты, реализуя концепцию удержания массового персонала. Основной упор делался на следующие инструменты: накопительные отложенные бонусы для линейного персонала; систему авансирования как один из способов удержания и возвратности массовых сотрудников; усиленный контроль на этапе отправки заказов взамен утратившей актуальность системы штрафов.
Февральские события и все произошедшее в течение последних месяцев многое изменили. Ситуация повлекла за собой глобальные изменения в маршрутах поставок и логистических цепочках. Некоторые игроки ушли с рынка, а параллельный импорт остается стихийным. Уже после летнего укрепления национальной валюты эксперты оценивали падение импорта из дальнего зарубежья на 24% (200 млрд долл.) по сравнению в 2021 г. Что касается кадров, то с началом частичной мобилизации рынок испытал очередное потрясение. Более того, по мнению экспертов, в полной мере негативный эффект отразится на рынке труда позже.
Дополнительный ФОТ на женские бригады и оплату переработок
Изучая текущую ситуацию и готовясь к 2023 г., компании разрабатывают несколько вариантов развития событий. Если первая волна мобилизации не оказала существенного влияния на кадровую политику в рамках компаний, то сегодня просчитываются варианты ее изменения. Так, учитывая возможность перехода страны на стабильно мобилизационные рельсы и перспективу принятия законопроекта о 25-процентной квоте мобилизованных с одного предприятия, стабильные производства готовы закладывать в бюджет дополнительные средства на оплату переработок.
Еще одним вариантом закрытия спроса на квалифицированный персонал является запуск программ по переориентации и обучению женщин на такие позиции, как водитель штабелера и другой погрузочной техники, электромонтажник и т.д. В качестве одной из базовых моделей, которые рассматривают производственные компании, выступает организация женских бригад. Речь идет не о закрытии отдельных вакансий внутри мужского коллектива женщинами, а о возрождении известной практики женской коллективной бригадной ответственности на производстве.
Перегрев рынка труда
Сегодня все говорит о том, что в 2023 г. стоит ожидать продолжения роста рынка вакансий. В соответствии с обновленным законом о привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, которые прибывают в безвизовом порядке, наблюдается тенденция к уменьшению квотирования по отраслям. Так, в строительстве размер квоты на иностранных мигрантов с 1 января 2023 г. установлен в размере 80%, в сфере обслуживания зданий и территорий – 70%, в розничной торговле алкогольной и табачной продукцией – 15%. Положение обернется увеличением количества вакансий, тем более что объем мигрантов в текущем году больше не стал – его составляют в основном те, кто ранее зафиксировался в России. При этом вариант с помощью от работодателя в получении иностранными мигрантами российского гражданства как способ привлечения персонала в текущих условиях не действует. Точнее, работает исключительно для женщин. Очевидно, диаспоры и иностранные правительства запрещают своим гражданам получать гражданство РФ, исключая таким образом их возможное участие в спецоперации.
Рост популярности вахтовых бригад
Работа с вахтовым персоналом будет продолжаться, тем более что оформилась определенная тенденция. Поскольку специфика работы вахтовым методом осуществляется вне места регистрации, кандидаты сегодня охотнее выбирают такой способ трудоустройства, ведь их нахождение на вахте не будет рассматриваться как уклонение от мобилизации.
Стоит отметить, что в сентябре–октябре наблюдалось положительное отношение жителей глубинки к мобилизации из-за возможности получения региональных выплат. Но по мере поступления информации из мест боевых действий, кажется, что перспектива получить 150–200 тыс. руб. уже не выглядит для людей настолько привлекательной. При поиске персонала на работы вахтовым методом этот факт будет иметь для работодателя определенные преимущества.
Перспективы рынка логистики
Можно ли говорить о том, что логистический рынок живет сегодняшним днем? Да, потому что еще сильнее сократился горизонт планирования, а ведь именно возможность строить долгосрочные планы способствует росту экономики. Ощутимо ли повлияет отток в связи с мобилизацией на дефицит человеческих ресурсов? Вероятнее всего, потому что потенциал призыва – это люди до 40 лет, самая продуктивная и работоспособная категория, которая находится в дефиците последние два года. К тому же мобилизованная часть населения может выпасть из экономики надолго, а ситуация с привлечением зарубежных мигрантов вызывает обеспокоенность.
С одной стороны, отток молодого населения в связи с мобилизацией фактически активировал потребительское поведение времен пандемии, что дает электронной коммерции шанс потеснить офлайн с лидерских позиций. С другой стороны, ситуация под влиянием глобальных процессов может меняться очень быстро. Находясь в точке бифуркации, когда невозможно предсказать исход тех или иных событий, разумнее всего внедрять изменения небольшими шажками, оставаясь при этом максимально гибкими.
История, связанная с демографической ситуацией, только усугубляет дефицит на рынке. Кроме гендерного замещения, наметился интерес к кандидатам старшего возраста. Говорить о формировании устойчивого тренда пока рано, но мы уже наблюдаем его зачатки, и, вполне возможно, ситуация получит развитие в 2023 г.
Еще одним трендом логистического рынка в 2023 г. будет активизация процессов интеграции и дальнейшая консолидация. Пандемийная эпоха спровоцировала выход ряда компаний из игры, заставив других объединяться, поэтому в ближайшее время мы, вероятно, продолжим наблюдать интересные сделки M & A, укрупнение предприятий и рост конкуренции между оставшимися игроками. На плаву останутся те, кто в условиях повышения цен на аренду складских площадей, транспортные услуги и трудностей с привлечением представителей массовых профессий сумеет найти решения для эффективной интеграции и максимально грамотно распределит расходы. В любом случае нужно действовать быстро и грамотно, ведь 2023-й обещает быть непростым, но с точки зрения бизнеса однозначно интересным.