18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию девятый номер журнала «Логистика», в котором мы собрали и объединили актуальные материалы. На страницах нового номера мы уделили пристальное внимание кадровой проблеме. Вас заинтересует исследование компании SuperJob, посвященное изменению спроса на персонал за год, зарплатам водителей грузовых автомобилей и персонала складских комплексов.
25 сентября Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки представлен обновленный Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Перечень утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2023 г. № 534 (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2023 г., регистрационный № 74207), и в него вошли издания, включенные в Перечень по состоянию на 31 декабря 2023 г.
Генеральный директор S7 Cargo и сервиса экспресс-доставки S7 Logistics Илья Ярославцев в интервью журналу «Логистика» рассказал о современных реалиях рынка экспресс-доставки, актуальных логистических трендах и цифровизации процессов.
Илья Ярославцев, генеральный директор S7 Cargo и сервиса экспресс-доставки S7 Logistics
– Илья, расскажите, пожалуйста, как изменилась ситуация на рынке экспресс-доставки в 2022 г. в сравнении с 2021-м?
– Сложившаяся геополитическая ситуация вынудила ряд логистических компаний, в совокупности обеспечивавших более 50% объемов грузовых авиаперевозок среди российских эксплуатантов, приостановить свою деятельность. Сейчас Россия практически лишена как транзитного, так и прямого воздушного экспортно-импортного потока с большинством стран. Исключение составляют лишь несколько перевозчиков, которые эксплуатируют небольшое количество отечественной техники. Безусловно, это повлияло на объемы грузоперевозок.
Санкции вынудили участников рынка искать новые варианты развития и менять цепочки поставок. Тем не менее постепенно логистика восстанавливается, меняется законодательная база и принципы деятельности компаний. Современные реалии позволяют взглянуть на все процессы по-новому и заняться их корректировкой: именно это позволит отдельным игрокам и индустрии в целом стать устойчивее к внешним изменениям.
– На ваш взгляд, что было критически необходимо логистическим компаниям раньше, а в сегодняшних условиях утратило актуальность и наоборот?
– Рынок доставки непрерывно меняется, подстраиваясь под актуальные тренды, с этим связаны и изменения в потребностях компаний. Например, раньше было важно иметь собственные складские помещения в регионах присутствия. Сейчас с доставкой от двери до двери практически в любую точку в сжатые сроки эта потребность отпала. Логистические компании все чаще сотрудничают между собой и разделяют зоны влияния: одна компания занимается авиаперевозками из города в город или из страны в страну, а другая – автомобильными перевозками по региону. Заключив договор о сотрудничестве, они могут предоставить клиенту полный сервис доставки от двери до двери, оптимизируя свою складскую инфраструктуру.
Кроме того, изменился процесс взаимодействия с курьерами – все чаще компании перестают содержать штат, а работают по партнерской программе на местах по принципу Uber, что позволяет значительно сократить прямые затраты на зарплаты сотрудников и диверсифицировать процессы для ускорения работы. И если этот процесс в большей степени уже налажен, то для расширения своих возможностей компаниям важно сосредоточиться на увеличении числа постаматов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Это является зоной роста буквально для всех представителей рынка.
Важно отметить, что сложившаяся геополитическая ситуация вносит свои коррективы: например, российские компании вынуждены разрабатывать или адаптировать собственное программное обеспечение (ПО) в связи с тем, что многие зарубежные провайдеры прекратили или приостановили свою работу. Те, кто пользовался долгосрочной системой подписки на софт, чаще всего могут использовать его до конца года, но рассматривать варианты импортозамещения в этом сегменте представители рынка начали еще летом.
– По вашему мнению, какие тренды рынка являются в настоящее время основными?
– Во-первых, все больше потребителей ждут, что заказанные товары будут доставлены в кратчайшие сроки. По данным Data Insight за 2021 г., время доставки – это ключевой параметр при совершении покупок онлайн почти для 50% опрошенных, поэтому логистические компании делают все возможное, чтобы ускорить процесс доставки.
Во-вторых, важным направлением является доставка в труднодоступные регионы. Здесь уже начата экспериментальная эксплуатация дронов и беспилотников. Мы полагаем, что в течение 5–7 лет эта отрасль наберет обороты и войдет в повседневную жизнь и процессы логистических компаний.
– Сегодня практически во всех отраслях деятельности человека оцифровывается большое количество процессов. Как с этим обстоят дела на рынке экспресс-доставки?
– Считаю, что ключевым достижением в сфере цифровизации является частичный или в некоторых случаях полный отказ от бумажного документооборота, что позволяет не только уменьшить экологический след, но и значительно ускоряет многие процессы. Так, в качестве альтернативы физическим договорам появились электронные оферты, а также авиационные и экспедиционные / транспортные накладные, которые можно завизировать электронной подписью. Сейчас обсуждается вопрос введения этих инициатив на законодательном уровне.
Еще один тренд связан с необходимостью повысить безопасность информационных систем: утечки баз данных и хакерские атаки оказывают огромное влияние на представителей рынка, поэтому все они активно работают над заменой ПО.
– Как компании сегодня выстраивают долгосрочную работу на рынке? В чем состоит главный вызов для S7 Logistics и каковы, на ваш взгляд, пути его преодоления?
– Санкции и текущая геополитическая ситуация вынудили рынок доставки в России существенно измениться. Сначала пришлось выстраивать новые логистические цепочки, искать новые маршруты и варианты доставки. Сейчас же постепенно восстанавливается импорт, но с разворотом в сторону восточных партнеров и логистических коридоров.
Главная задача для S7 Logistics – в максимально короткий срок расширить продуктовую матрицу. Наш сервис сравнительно молодой, и чтобы быстро выйти на уровень конкурентов с многолетним опытом, каждый этап развития приходится проходить экстерном. Сегодня мы работаем во всех крупных городах РФ и предлагаем услуги совершенно разным категориям клиентов: крупному бизнесу, малым и средним предпринимателям, маркетплейсам.
– Какими вы видите перспективы рынка доставки?
– В качестве ключевого направления для развития мы видим ускорение доставки из Москвы в города за Уралом, а также внутри регионов. Уже сегодня в отличие от многих представителей рынка S7 Logistics может гарантировать доставку отправления весом 500 кг, например, в Новосибирск в течение суток.
Также мы ждем увеличения заинтересованности в экспресс-доставке от представителей малого и среднего бизнеса. Предполагаем, что спрос с их стороны повысится параллельно с формированием понимания, что товары могут быть доставлены до получателей на следующий день после отправления. Это вовсе не обязательно связано с увеличением расходов и может дать им огромное конкурентное преимущество, даже снизив операционные затраты на логистику.
– Какие действия предпринимаются компаниями для стабилизации ситуации на рынке и налаживания логистических путей?
– На текущий момент мы наблюдаем скопление грузов в дальневосточных портах и предполагаем возможные задержки доставки отдельных категорий товаров в труднодоступные регионы. Кроме того, рынок ожидает сезонное повышение цен на дизельное топливо, в связи с чем некоторые логистические компании потенциально могут скорректировать тарифы в сторону повышения, чтобы не работать в убыток. Помимо этого, в связи с уходом международных игроков, таких как DHL, рынок все еще находится в состоянии турбулентности – грузы перераспределяются между перевозчиками и идет борьба за клиентов ушедших компаний.
– В каких сферах бизнеса прогнозируете рост на услуги экспресс-доставки?
– Хочу отметить, что экспресс-доставка предназначена не только для передачи документов и использования в форс-мажорных обстоятельствах. Это один из новых инструментов усиления продуктового предложения на рынке. При использовании экспресс-доставки рост возможен в любой сфере, которая ранее сталкивалась с проблемами традиционных методов, таких, например, как сборные грузы: это может быть как фармакология, медицина, ИT-оборудование, так и непродовольственный ритейл, перешедший в онлайн для расширения географии присутствия.
– На ваш взгляд, насколько повлияет на рынок грузоперевозок уход зарубежных компаний, например DHL, в кратко- и долгосрочной перспективе?
– Уход зарубежных компаний в краткосрочной перспективе привнесет в работу российских перевозчиков дополнительные сложности: компаниям придется бороться за новых клиентов, прокладывать новые маршруты, на которых ранее преобладали конкуренты из-за рубежа, адаптироваться под реалии рынка. В долгосрочной перспективе ситуация станет стабильнее. Уход зарубежных игроков позволит частично восстановить объем перевозок, уменьшившийся в связи с сокращением импорта. Конечно же, адаптация к новым реалиям дается российским игрокам по-разному, на фоне этих процессов расстановка сил на рынке может измениться.
– Спасибо за интересную беседу!