18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию девятый номер журнала «Логистика», в котором мы собрали и объединили актуальные материалы. На страницах нового номера мы уделили пристальное внимание кадровой проблеме. Вас заинтересует исследование компании SuperJob, посвященное изменению спроса на персонал за год, зарплатам водителей грузовых автомобилей и персонала складских комплексов.
25 сентября Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки представлен обновленный Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Перечень утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2023 г. № 534 (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2023 г., регистрационный № 74207), и в него вошли издания, включенные в Перечень по состоянию на 31 декабря 2023 г.
Онлайн-сервисы в транспортной логистике: взаимодействие водителей и диспетчеров на новом уровне
Современные технологии и онлайн-сервисы давно стали неотъемлемой частью нашей реальности. Сегодня невозможно представить ее без мобильных телефонов, которые позволяют не только разговаривать, но и использовать электронную почту, различные мессенджеры и множество приложений, упрощающих жизнь.
Современные тенденции не обошли стороной и транспортную логистику. Высокая конкуренция на рынке транспортно-логистических услуг заставляет компании активно развивать свои сервисы. Качество доставки и быстрота реагирования на различные изменения в заказе являются одним из факторов успеха и хорошим преимуществом перед конку рентами. Не последнее место в этом перечне факторов занимают быстрое получение товара и своевременное предоставление информации о со стоянии доставки грузов.
Раньше диспетчер получал информацию о выполнении рейсов или наличии проблем только в тот момент, когда водитель возвращал документы, где была зафиксирована вся ин формация о доставке: время прохождения точек, отказ от товара в местах выгрузки, расхождения при разгрузке или погрузке товара. Некоторые компании до сих пор используют данный метод получения информации, поэтому о многих проблемах узнают постфактум и не могут оперативно изменить ситуацию, что сказывается на качестве доставки: возможны срывы поставок, опоздания к клиентам и пр.
Однако качество доставки значительно повысилось с появлением у водителей мобильных телефонов, которые позволяют сообщать диспетчеру о прибытии в точку назначения и возникших проблемах. Сегодня на смену обычным телефонам пришли смартфоны, а вместе с ними – приложения для водителей, позволяющие сделать еще один шаг к повышению качества оказываемых услуг.
Мобильное приложение для водителей упростило взаимодействие с диспетчером, а также повысило качество данных для анализа и принятия управленческих решений. Рассмотрим основные преимущества использования мобильного приложения.
1. Телефон как GPS-трекер
Современные мобильные теле фоны оборудованы GPS-датчиком, который позволяет определять местоположение водителей во время рейсов, и это только один из плюсов!
Контролируя местоположение водителей и координаты точек доставки, с помощью данного приложения можно запретить водителям вносить отметку о начале работ в точке до фактического прибытия машины по адресу. Так без вмешательства диспетчера осуществляются контроль работы водителей и фиксация фактических данных о прибытии в точку и начале работ. Недобросовестные водители не смогут фиксировать не корректное время исполнения задач, а диспетчер будет видеть актуальную картину выполнения доставки.
При отклонении водителя от планового маршрута диспетчер будет оповещен об этом, после чего сможет оперативно связаться с водителем и уточнить причину смены маршрута.
Водитель находится под постоянным контролем, а диспетчер обрабатывает информацию в случае нештатных ситуаций, что позволяет существенно экономить время на об работку данных маршрута.
2. Своевременное получение данных об исполнении задач
Мобильное приложение позволяет фиксировать исполнение задач водителем, например погрузочно-разгрузочные работы. Водитель отмечает в приложении, что было загружено или выгружено из транспортного средства, какие сложности возникли в ходе исполнения задач в точке. Ин формация в онлайн-режиме передается диспетчеру, что позволяет ему быть в курсе процесса выполнения задач водителем и оперативно реагировать на события.
Кроме информации о погрузке или разгрузке в мобильном приложении возможно фиксировать исполнение и других задач, которые также требуют контроля, например:
· получение и передача документов в точках – приложение помогает отслеживать полноту комплекта па кета документов, который необходимо передать или получить в точках, а также контролирует качество заполнения этих документов;
· инкассация – водитель может от читаться о получении фактической суммы наличных денежных средств в точке посещения. Диспетчер будет в курсе, какую фактическую сумму должен привезти водитель, сможет сравнить ее с плановой и сразу уточнить у води теля причину расхождения, если оно есть. Обмен информацией происходит в режиме реального времени, а не по прибытии водите ля на базу;
· дополнительные операции в точках – вывоз мусора, подпись доку ментов и прочие операции, которые требуют контроля исполнения со стороны диспетчера и своевременного получения информации об их исполнении.
3. Использование камеры мобильного телефона
Сегодня в каждый смартфон встроена видеокамера, и ее функционал широко используется в мобильных приложениях для водителей. Например, водитель может отчитываться за груз или документы, просто просканировав штрихкод, указанный на них. Это сводит на нет возможность ошибки при передаче груза или документа в точке. Система контролирует, какие грузы и документы должны быть сданы в конкретных точках, и при наличии ошибки сообщит водителю, что он пытается загрузить, вы грузить или передать не тот груз или документ.
Преимуществом использования камеры в мобильном приложении является возможность фотографировать груз в точках погрузки или раз грузки, что позволяет фиксировать брак при доставке или, наоборот, до ставку в надлежащем качестве. При наличии претензий подобные фото графии также помогут быстро разобраться в ситуации.
4. Корректировка маршрута во время исполнения рейса
Во время исполнения рейсов часто возникает необходимость скорректировать маршрут следования: добавить дополнительные точки загрузки и выгрузки, назначить дополнительные задачи в точках доставки или отменить доставку в какую-то из точек.
Для этого диспетчеру достаточно скорректировать маршрут в системе – и все изменения отразятся у водителя в приложении. Оповещение об изменении маршрута или наличии новых задач на маршруте водитель получит в режиме реального времени. Таким образом уменьшается время на взаимодействие между диспетчером и водителем, а водитель точно не забудет про изменение маршрута.
5. Обмен сообщениями между водителем и диспетчером
Мобильное приложение позволяет водителю и диспетчеру обмениваться сообщениями в режиме реального времени. При этом водитель может использовать шаблонные сообщения или писать их в произвольной форме. Диспетчер, получив запрос от водителя, может оперативно направить ему инструкции или дополнительную информацию. Вся переписка водителя и диспетчера сохраняется в системе и может быть использована для анализа различных ситуаций в дальнейшем.
6. Гибкость настройки работы с приложением
Для разных категорий водителей и перевозчиков могут быть заданы свои настройки исполнения задач на мобильном клиенте: возможность пропуска точек на маршруте, необходимость сделать фотографии в точках, запрет исполнения задач вне то чек посещения и пр. При этом разные ограничения могут действовать как для конкретных водителей, перевозчиков, так и для адресов посещения, что позволяет гибко выстраивать процесс доставки и минимизирует возможное негативное вмешательство сторонних лиц в процессы прохождения рейса.
7. Построение маршрутов в приложении с учетом текущей дорожной обстановки
Еще одним из плюсов использования мобильного приложения для водителя является возможность пост роить маршрут следования до точки с учетом текущей дорожной обстановки. Водителю достаточно нажать одну команду, чтобы приложение построило маршрут с учетом пробок, ремонта дорог, аварий и пр. Это позволяет осуществлять доставку в срок и максимально оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации.
Все указанные преимущества мобильного приложения для осуществления доставки помогают вывести качество оказываемых услуг на принципиально новый уровень: снизить количество срывов сроков доставки, получать актуальную информацию для анализа и принятия необходимых управленческих решений в режиме онлайн, а также лучше контролировать исполнителей рейсов.
Мобильные приложения в сов ременной транспортной логистике также позволяют значительно сокращать время взаимодействия между водителем и диспетчером, помогают контролировать большее число водителей, не снижая качества контроля.
Мария Чевордаева,
руководитель отдела автоматизации транспортной логистики
компании AXELOT