Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ТАМОЖНИ ПАРАЛИЗОВАЛИ ОФОРМЛЕНИЕ ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ
С февраля в России начал действовать новый порядок оформления таможенных деклараций, введение которого оказалось для импортеров неожиданностью и обернулось большим количеством проблем. Декларации обнаруживаются в самых неожиданных местах, персонал центров электронного декларирования часто не знает, что делать, пишет «Коммерсант». Все это приводит к простоям грузов и дополнительным расходам бизнеса, которые в перспективе могут лечь на плечи потребителей.
ФТС с первого февраля ввела диспетчеризацию таможенных деклараций, заметно изменив существующую процедуру. Теперь декларации автоматически распределяются по центрам электронного декларирования (ЦЭД) в зависимости от типа груза, вида транспорта, которым прибыл товар, и места регистрации декларанта. Нововведения оказались неожиданностью для рынка и вызвали каскад проблем.
В рамках новой системы на смену более чем 600 местам таможенного оформления пришли 16 автоматизированных ЦЭД с единым личным кабинетом для каждого декларанта. По задумке ФТС, каждый центр должен отвечать за свою сферу. Декларации на подакцизные товары отправляют в Центральную акцизную таможню, морские грузы – в один из трех ЦЭД, Балтийский, Новороссийский и Владивостокский, предназначенных для этой цели.
Но все оказалось не так логично, как звучит в объяснении ФТС. «Уже несколько дней мы пытаемся нащупать логику нового порядка распределения деклараций, на деле же мы наблюдаем хаос и непредсказуемость в таможенном оформлении» – сообщила «Коммерсанту» гендиректор таможенного брокера КВТ Юлия Шленская.
По словам руководителя таможенного отдела AsstrA Анаит Василян, больше всего проблем возникло с лицензируемыми товарами. Например, декларации на акцизные товары стали попадать в Московскую областную таможню, которая с ними никогда не работала и не знает, что делать. Декларации на товары, пришедшие в Московскую область, почему-то уходят на Дальний Восток, на товар с лицензией в Санкт-Петербурге могут уйти в Москву.
ФТС уверяет, что введение диспетчеризации было анонсировано три года назад и должно было произойти еще в январе 2021 г. По данным ведомства, перераспределились лишь 5% деклараций (всего их обрабатывается 5 млн в год). Между тем участники рынка уверяют, что никакого предварительного информирования со стороны ФТС не было.
Проблемы с декларированием приводят к задержкам с поставками и простоями, поэтому расходы могут быть достаточно велики. Около 10% таможенных деклараций не выпускают в течение дня, говорит учредитель VIG Trans, бизнес-омбудсмен по вопросам транспорта и логистики Игорь Ребельский. В среднем срок выпуска таких деклараций занимает 2–3 дня, а в некоторых случаях сроки выросли до 5–7 дней. Все это время груз находится на складе, и за его хранение нужно платить.
В случае с морскими грузами новые проблемы накладываются на и без того непростую ситуацию, которая сложилась в конце прошлого года. В декабре резко выросли тарифы на отправку контейнерных грузов по направлению Китай – Россия. Причиной стал дефицит контейнеров, который возник из-за высокого отложенного спроса, спровоцированного пандемией.
Проблемы с декларациями приводят к простоям и дополнительным тратам со стороны бизнеса. Расходы из-за сбоев в системе ФТС в итоге могут лечь на плечи потребителей.