Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
НЕ ПРОСТО ГОФРОКАРТОН: «ГОТЭК» ОПТИМИЗИРУЕТ ЗАТРАТЫ И ПОВЫШАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
«Готэк» – одна из крупнейших компаний России, специализирующаяся на проектировании и выпуске упаковки. Основным направлением бизнеса предприятия является изготовление упаковки из гофрокартона, которая наиболее часто используется при транспортировке товаров. На выставке СеМАТ компания представила наиболее эффективные из своих решений, позволяющих оптимизировать стоимость жизненного цикла упаковки, что дет возможность предприятиям сэкономить до 30% совокупных логистических затрат.
Константин Глушенков
Директор департамента управления клиентским опытом АО «Управляющая компания ГП «Готэк»
«Готэк» существует на рынке России без малого 53 года. Все это время компания занималась производством упаковки. В последние 12 лет инженеры компании проектируют функциональные решения для обеспечения потребностей различных пользователей упаковки на всех этапах цепочки поставок. К настоящему времени разработано и оптимизировано огромное количество упаковки, часть из которой удостоена наград российских и международный конкурсов.
Исследования упаковки и поиск узких мест в ее эффективности осуществляются не один десяток лет инженерами всего мира. Я думаю, это одна из самых сложных задач, и ее решению посвящены усилия специалистов «Готэк». На протяжении продолжительного времени мы постепенно прорабатывали все этапы цепочек поставок, находили в них наиболее важные с точки зрения потребителя этапы жизненного цикла и анализировали затраты на упаковку. В ходе работы обнаружилось множество несовершенств, которые можно было устранить, внеся небольшие конструктивные изменения или доработав дизайн упаковки, особенно это касается тары для ограниченного ассортимента товаров. На мой взгляд, самое важное заключается в том, чтобы применение оптимизированных упаковочных решений было сбалансированным, помогало достичь снижения производственно-логистических затрат, обеспечить сохранность продукции при оптимальной материалоемкости и улучшить продающую способность, если речь идет об упаковке, которая выкладывается на полки.
Почему тема упаковки так актуальна? Сегодня большинство компаний испытывают огромные трудности с цепочками поставок: это и перебои с сырьем и материалами, из которых, к слову, производится и упаковка; удлинение цепей поставок и их удорожание. Как мы знаем, изменение цепочки поставок ведет за собой перемены в жизненном цикле упаковки, а значит, здесь возникают риски потери продукции. Оптимизация упаковки позволяет избежать их, об этом свидетельствует опыт компании, полученный в проектах с нашими клиентами. Приведу несколько примеров. К нам обратился известный производитель мясной продукции, который изначально планировал уменьшить затраты на упаковку и снизить ее м атериалоемкость. Речь шла о лотке для автоматической линии, поэтому вносимые коррективы были ограничены. Наши специалисты изменили два параметра: высоту борта, приведшей к изменению площади изделия, и высоту флюта – гофры, которая представляет собой центральный слой лотка. Эти действия позволили не только уменьшить материалоемкость при сохранении прочностных характеристик упаковки, но и имели мультипликативный эффект. Например, изменение площади изделия обеспечило увеличение объема загрузки товара в транспортное средство. На этапе поставки готовой продукции клиенту количество лотков с продукцией увеличилось на 50%. Таким образом, анализируя все этапы, можно заключить, что в данном проекте достигнут существенный экономический эффект, при котором совокупные затраты сократились примерно на 23%.
Еще один пример оптимизации не только логистических затрат, но и упаковочных операций у крупного производителя молочной продукции. Модернизации подвергся шоу-бокс для выкладки товаров на полку, выступающий одновременно и транспортной тарой. Заказчик поставил задачу уменьшить затраты и повысить производительность за счет упаковки. Мои коллеги-инженеры добились изменения ее площади, уменьшив практически на 20%, при этом квант вложения предложили увеличить на одну единицу, что с точки зрения потребности сетей не было критичным, но дало дополнительную экономию и оптимизировало укладку на палеты. Повышение производительности было достигнуто при помощи уменьшения времени на сборку и укладку продукции в короб. Для этого потребовалось изготовить некоторые конструктивные элементы: мы изменили тип дна и принцип закрытия верхнего клапана. Итогом оптимизации стало сокращение затрат на 31%.
Хочу отметить, что подобные проекты дают еще и дополнительный эффект: как это ни странно звучит, они влияют на качество продукции. Почему это происходит? Довольно часто упаковочные решения собираются предварительно на отдельных участках. Благодаря тому, что мы меняем конструкцию упаковки, необходимость в таких участках отпадает, а операция переходит непосредственно на производственную линию, высвобождая дополнительные площади, которые заказчик может использовать по своему усмотрению, например, под склад.
Кстати, если нашим заказчикам недостаточно тех площадей, которые освобождаются при хранении упаковки, мы предлагаем хранение запасов у себя на складе и ее поставки по принципу «точно в срок». Приведу еще один пример. В данном случае речь идет об оптимизации ассортимента 4-клапанных коробов для весовой продукции. Такие проекты наиболее эффективны и сложны одновременно, поскольку найти решение, которое позволило бы добиться существенной экономии, непросто. Изначально заказчик ставил нам задачу оптимизировать наполнение короба и увеличить загрузку транспортного средства, что мы и сделали, применив принципиально новые упаковочные решения. При этом удалось добиться увеличения среднего веса палет на 33% и соответствующего эффекта при загрузке транспортного средства готовой продукцией. Экономия на транспорте составила 24%, что, по нашей оценке, весьма существенно.
В сложившейся ситуации становится все сложнее что-либо предсказывать, но в зависимости от доставляемого ассортимента транспортной организацией может быть достигнута экономия до 30%.
За счет чего нам удается достигать таких результатов? Собственно, мы ничего нового не придумали. Работу по оптимизации, которую мы проводим, можно разделить на три условных блока: 1) исследование полного цикла упаковочного решения; 2) проектирование; 2) тестирование.
Уникальность этого процесса, вопервых, в том, что львиную часть задач по созданию эффективной упаковки инженеры «Готэк» берут на себя. Вовторых, нас отличает скорость внедрения решения. Специально созданная в компании структура, включая исследования, испытания, оборудования для тестирования, позволяет значительно сэкономить время. Что касается исследований, то здесь огромное, как я говорил, внимание уделяется анализу жизненного цикла упаковки с момента ее производства до размещения на прилавках магазинов; подробно исследуются логистические процессы. Собранные данные подвергают методу функционального анализа, учитывая потребности заказчиков. На этапе проектирования упаковки инженеры компании «Готэк» используют не просто конструкторские программы, но и специально созданную для этой цели инфраструктуру, методы 3D-визуализации, которые помогают избежать ошибок при изготовлении упаковочных конструкций. Рабочий макет упаковки проходит испытание по всей цепочке жизненного цикла, а затем уже изготавливается промышленная партия. У нас были случаи, когда буквально в течение дня разрабатывалось новое конструктивное решение, которое затем успешно эксплуатировалось нашими заказчиками. Тестирование упаковки мы производим в своей лаборатории в г. Новомосковске Тульской области. Мощности этой испытательной площадки позволяют сделать все тесты в течение пяти дней. Итогом нашей комплексной работы над оптимизацией упаковки и связанных с ней логистических и других затрат становится значительная экономия, о чем свидетельствуют многочисленные проекты с нашими клиентами.