

Дорогие читатели! В сентябре прошла выставка CeMAT RUSSIA, которая показала всем – инновации и роботизация все больше проникают в логистическую отрасль. Можно смело утверждать: многие технологии обкатывают именно здесь, и уже потом они уходят в мир. Впрочем, не только CeMAT RUSSIA демонстрирует превалирование цифровой повестки.
Дорогие читатели! Перед вами девятый номер журнала, который получился очень насыщенным и разноплановым. По традиции выпуск открывает аналитика. Материал Алины Насыровой из «Агентства Маркет Гайд», посвященный инвестициям в складские комплексы на территории России, напоминает о важности развития логистической инфраструктуры для комплексного развития регионов.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию восьмой номер журнала и его материалы.
Российские транспортные и логистические компании не первый год изучают возможности робототехники и экспериментируют с различными решениями. «Яндекс Роботикс» вместе с компанией «Промышленная робототехника» (ex. KUKA) изучили, какое место роботизация занимает в отрасли сейчас и в каких направлениях будет развиваться. Результаты исследования прокомментировал Егор Клушин, директор по развитию бизнеса «Яндекс Роботикс».

В опросе приняли участие 112 специалистов из 51 компании федерального уровня. Все респонденты – руководители подразделений, отвечающих за логистику и складское хозяйство на крупных российских предприятиях.
Бизнесу уже давно не нужно объяснять, как автоматизация и цифровизация влияют на результаты работы. В последние годы компании вынуждены были оперативно реагировать на ускорение инфляции, рост себе стоимости доставки товаров, падение прибыли, дефицит кадров, изменение транспортных коридоров. Исследование «Яндекс Роботикс» доказало, что роботизация, по мнению опрошенных, способна повысить производительность труда и решить проблему с нехваткой людей. Более того, техника позволяет снять с сотрудников тяжелые физические нагрузки и перенаправить ресурсы на решение более сложных задач. Около трети экспертов отметили, что именно эти факты мотивируют их компании развивать проекты в этой сфере (рис. 1).

Помимо этого, бизнесу не хватает складских площадей, при том что арендная плата за использование помещений растет. Таким образим, финансовая нагрузка на логистическую отрасль увеличивается, и участники опроса хотели бы с помощью роботов оптимизировать рабочие процессы с максимально низкими затратами.
Специалисты считают, что будущее за мобильными роботами AMR1*, CTU2** и др. По крайней мере, в настоящее время почти 40% компаний выбирают подобные решения (рис. 2).

Второе место по популярности занимают шаттловые и конвейерные механизмы: 22,2% респондентов указали, что планируют использовать их для перемещения грузов, а 18,1% компаний рассматривают роботов для палетирования. 13,9% специалистов отметили, что в работе нужны форклифты – автономные вилочные погрузчики, которые поднимают и перемещают грузы на короткие расстояния. Оставшиеся, согласно результатам опроса, ориентируются на другие технологии.
Лишь 12,5% опрошенных не собираются использовать мобильных роботов на своих предприятиях (рис. 3).

Основная же часть респондентов планирует внедрять их в свои процессы, так как они не нуждаются в постоянном контроле и берут на себя значимую часть операций на складах. 71,4% экспертов рассказали, что планируют запустить в работу как минимум 10 мобильных роботов, в то время как 10,7% предприятий готовы привлечь от трех до шести или девяти машин (рис. 4), 7,1% специалистов рассчитывают обойтись одним мобильным роботом.

Сегодня роботы – неотъемлемая часть транспортно-логистической отрасли: в числе компаний, чьи сотрудники участвовали в исследовании, не оказалось ни одного предприятия, где нет бюджета на проекты по роботизации. Причем подавляющее большинство организаций прорабатывают от двух до пяти проектов (42,9%), 39,2% компаний сосредоточили свои силы на одном проекте, а 17,9% реализуют порядка десяти (рис. 5). И это планы только на 2025 г. На большинстве предприятий уже собраны команды специалистов, занимающиеся внед рением роботов в производство. Чуть больше 10% планируют создать такую команду в ближайшее время, и только небольшая часть респондентов считает, что этого не требуется.

Главные инсайты исследования компаний «Яндекс Роботикс» и «Промышленная робототехника»:

*AMR – автономные роботы для перемещения, комплектации и отправки грузов.
**CTU – роботизированная система, которая перемещает и распределяет ящики и короба.