18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию девятый номер журнала «Логистика», в котором мы собрали и объединили актуальные материалы. На страницах нового номера мы уделили пристальное внимание кадровой проблеме. Вас заинтересует исследование компании SuperJob, посвященное изменению спроса на персонал за год, зарплатам водителей грузовых автомобилей и персонала складских комплексов.
25 сентября Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки представлен обновленный Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Перечень утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2023 г. № 534 (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2023 г., регистрационный № 74207), и в него вошли издания, включенные в Перечень по состоянию на 31 декабря 2023 г.
ГРУЗЫ УХОДЯТ В НЕБО
Грузовые авиаперевозки всегда в тренде. Это самый быстрый, а иногда единственный способ доставки. Об этом не понаслышке знают члены Альянса АСЕХ, изо дня в день организуя доставку грузов на фрейтерах и пассажирских судах в различные точки мира. О новостях воздушного мира в 2019 г. и нововведениях в работе логистических организаций расскажут руководители экспедиторских компаний.
Открыли новые горизонты
Перевозки грузов российским транспортом за январь – октябрь этого года составили 6,87 млрд т, что на 2,1% больше, чем годом ранее. Авиаперевозки в 2019 г. показали снижение на 4,6% и составили в этом году только 0,93 млн т (по данным портала Seanews).
Одной из главных тенденций отрасли авиаперевозок стало ужесточение проверки перевозимых грузов (введение обязательной просветки). В Гонконге этот показатель доведен до 100%, и агентам, осуществляющим авиаперевозку, приходится самостоятельно покупать технику для этой процедуры. Другая тенденция связана с повышением требований, предъявляемым к опасным грузам: для перевозки в этом случае необходимо подготовить MSDS (material safety data sheet) – документ, являющийся обязательной частью технической документации на химическую продукцию.
Тем не менее есть и положительные изменения на рынке авиаперевозок в 2019 г. Так, 9 из 10 экспедиторов отмечают заметный рост влияния аэропорта Шереметьево в российском грузопотоке. Это связано с введением в 2017 г. в эксплуатацию нового грузового терминала «Москва Карго», члена АСЕХ в Москве, который является на сегодняшний день крупнейшим в России карго-терминалом.
«Мы построили высокотехнологичный грузовой хаб, по размерам и оснащению которому нет равных в России и странах Восточной Европы», – комментирует Евгения Антонова, руководитель управления маркетинга и анализа «Москва Карго».
Комплекс площадью 42A 300 м2, ежедневно обслуживает от 10 до 15 грузовых, а также свыше 500 пассажирских рейсов. В общей сложности карго-терминал обрабатывает более 600 т груза в сутки (по данным аэропорта Шереметьево).
В 2019 г. целый ряд иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты в Москву, приняли решение о смене аэропорта. Например, Turkish Cargo после почти 10-летнего перерыва возобновила начало полетов на грузовых ВС в Шереметьево, с июля 2019 г. грузовые рейсы стали осуществляться на регулярной основе.
«Для логистических компаний России это событие является существенным, поскольку возможности отправки грузов по сети грузовых маршрутов Турецких Авиалиний серьезно возросли. Продажа грузовых авиаперевозок на фрейтерах радикально отличается от пассажирских. Фрейтер позволяет работать с более широким спектром грузов, используя веса, габариты или суммарный объем, значительно отличающиеся от таковых при транспортировке грузов на пассажирских судах», – объясняет Алексей Табаков, директор по развитию бизнеса FF Cargo Service, партнера АСЕХ в Москве.
Заполнили иностранные полки
В 2018–2019 гг. политика государства была направлена на импортозамещение товаров, чтобы российские компании смогли производить продукцию, которую ранее импортировали. Сегодня мы наблюдаем, как импортозамещение модифицируется в экспортоориентированность, а это отражается на работе российских экспедиторов.
«В настоящее время российские производители не только импортозамещают товары, которые ранее закупали в Европе, но и начинают производить их на экспорт, увеличивая при этом количество и объемы поставок грузов для компаний Альянса АСЕХ», – комментирует Мирослав Золотарёв, председатель правления АСЕХ.
Развитие экспорта в фармацевтической отрасли является одним из основных направлений в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». По мнению Минпромторга РФ, экспорт фармацевтической и косметической продукции к 2024 г. увеличится в 4 раза – с $1,4 млрд до $4 млрд, а к 2030 г. – в 5 раз.
Одна из лидирующих мировых авиакомпаний AirBridgeCargo и «МоскваКарго» прошли необходимую аттестацию по перевозке фармацевтических грузов, соответствующую мировым стандартам, что позволит компаниям расширить свои возможности в сфере авиационных грузоперевозок.
«В этом году мы все больше осуществляем перевозки для нефтегазовой отрасли и экспортируем фармацевтические товары, причем не только в СНГ, но и страны дальнего зарубежья, например Китай, Вьетнам и др.», – комментирует Владимир Боярчук, генеральный директор АСЕХ в Иркутске.
Альтернативные направления для работы
Торговая война Китая и США отразилась на всех сферах экономической жизни земного шара. Европейские экспедиторы международной чартер ной компании Air Charter Service отмечают большой спад в 2019 г., причиной которого служит экономическая и политическая ситуация между двумя крупными державами. «К счастью, российского представительства Air Charter Service это не коснулось. Мы активно наращиваем объемы, увеличив оборот компании в этом году на 20%», – сообщает Антон Кравцов, менеджер по продажам грузовых чартеров Air Charter Service, члена АСЕХ в Москве.
«Сезон в Китае в 2019 г. начался и закончился раньше. Произошел некоторый спад в годовых объемах поставок, – сообщает Андрей Баранов, менеджер по развитию бизнеса FANS TRANS, АСЕХ в Гонконге. – Несмотря на это, нашей компании удалось выполнить ряд крупных международных проектов: перевозку продукции Nike в Канаду и системы VR “все в одном” Facebook Oculus для дистрибуторских центров стран Дальнего Востока».
Кроме этого, произошло перераспределение поступления товаров на российские рынки. Корона лидерства Китая в этом направлении пошатнулась в сторону Вьетнама, готового производить больше для Европейских жителей. Часть производства электроники и одежды мигрировало из Китая во Вьетнам, что способствовало увеличению грузовых рейсов Air Bridge Cargo из Ханоя и Хошимина в Москву. «Развитие турпотока из России во Вьетнам также способствовало увеличению частоты чартерных рейсов из городов России в Камрань преимущественно на широкофюзеляжных самолетах. Из-за этого кратно возросли грузовые емкости из Камрани в Москву, которые, по нашим оценкам, в среднем более чем наполовину заполнены грузами», – комментирует Алексей Табаков.
Несмотря на различные веяния в авиационной логистике, АСЕХ увеличил объемы авиаперевозок компании в этом году до 2,5 млн кг. Данный результат показывает стабильный рост компании, основанный на ее устойчивости и многолетнем опыте.
В целом изменения на рынке авиаперевозок в 2019 г. обусловлены не только изменениями внутри него, но и переменами в экономической и политической жизни России. Быть готовыми принимать их и оперативно решать проблемы – определенная проверка на прочность для логистических компаний. Справятся или нет, узнаем в 2020 г.
Марина Ильина,
пресс-служба компании АСЕХ