Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Андрей Маркевич,
генеральный директор компании «Авиалоджистикс»
ЦИФРОВОЙ ФОРМАТ ДЛЯ ЛОГИСТИКИ – НЕ ФАНТАСТИКА, А БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ
Чтобы полноценно обеспечивать интересы бизнеса в условиях глобальной и стремительной цифровизации национальных экономик, логистика неизбежно должна трансформироваться в новую модель управления цепями поставок, основанную на интеллектуальных мобильных технологиях.
В июле 2017 г. Правительством РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1, которой поставлена крайне важная и очень трудная задача создания в стране совершенно нового формата социально-кономического развития, подразумевающего как перевод на современные технологии традиционных отраслей хозяйственного комплекса РФ, так и появление новых высокотехнологичных секторов и рынков. Те же цели заявлены и в принятой в конце 2016 г. Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации2, где говорится: «Первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создание инновационных продуктов являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальной стратегии безопасности».
В новых условиях экономическая конкурентоспособность страны будет во многом определяться наличием интеллектуальных транспортных и логистических систем, поскольку, по оценкам экспертов, логистическая составляющая в каждом конечном продукте российской экономики составляет в среднем около 20%, хотя, разумеется, в зависимости от конкретного вида затраты на логистику сильно варьируются от ничтожно малой доли для чисто цифровых продуктов, пересылаемых через Интернет, до 60% для энергоносителей и подобных товаров. Огромное влияние на логистику в ближайшие годы будут оказывать инфраструктурные проекты цифровой трансформации транспорта. По мнению зарубежных экспертов, основой цифрового транспорта в мире станет цифровая железная дорога: инновационные технологии позволят увеличить пропускную способность существующих и новых железных дорог как минимум на 50% вдвое снизить стоимость перевозки. Этот прогноз следует иметь в виду и нашим специалистам, так как из-за отставания ОАО «РЖД» в переходе на новые технологии самый экономичный в теории железнодорожный транспорт уже начинает проигрывать новым цифровым формам сервиса. Например, сегодня доехать из аэропорта в Москву дешевле на такси, воспользовавшись услугами интернетплатформ, чем на железнодорожном «Аэроэкспрессе». Это отставание уже начинает сказываться и на логистике грузовых перевозок.
В любом случае, чтобы выжить в условиях цифровой экономики, компаниям придется заранее разработать новые экономически эффективные логистические решения. С этой точки зрения для отечественных предпринимателей может представлять интерес технология DLT (Distributed Ledger Technology – технология распределенной книги), или блокчейн, которая все активнее используется в таких странах, как США, Австралия, Великобритания, Новая Зеландия.
Одним из главных преимуществ этой технологии является возможность отслеживать отгрузку в режиме реального времени, просматривать стадии движения груза на единой электронной карте и др. По сути, технология блокчейн обеспечивает тесную связь между финансовыми, логистическими и коммерческими частями коммерческих транзакций с возможностью унификации платежей и доставки. В настоящее время экспериментальное применение блокчейна осуществляет Почтовая служба США, которая представляет собой главную логистическую компанию страны для малых и средних предприятий, координируя с большим количеством клиентов, подрядчиков и других заинтересованных сторон, включая таможенные органы, партнеров по доставке, водителей грузовых автомобилей дальнего следования, почтовых отправителей, получателей и т.д. Использование блочной цепи для управления взаимодействием между этими субъектами позволяет ускорить поставки, в частности международные. Пока Почтовой службой США тестируется автоматическая оплата счетовфактур при поступлении груза, в перспективе же предполагается, что каждое почтовое отправление (посылка или письмо) будет снабжено встроенным датчиком, который в рамках блокчейна позволит отследить всю цепочку доставки, включая оплату и таможенное оформление. Конечно, это сегодня слишком дорогое удовольствие – помечать каждое почтовое отправление посредством датчика, поэтому Почтовая служба США планирует первоначально применять данную технологию только для высокоценных отправлений, рассчитывая со временем добиться снижения стоимости датчиков для более широкого использования технологии блокчейн.
Резюмируя, следует отметить, что российским специалистам важно выбрать для цифрового развития страны именно те технологии, которые могут быть эффективно и экономично реализованы в условиях отечественной экономики. Основной вопрос, который возникнет в связи с новым форматом социально-экономического развития у российских компаний, состоит в том, насколько быстро они смогут адаптироваться к неопределенности, создаваемой новыми технологиями и бизнес-моделями. Точного ответа на него пока не знает никто, поскольку мы находимся в самом начале промышленного преобразования, воздействие которого практически невозможно предсказать. Тем не менее большинство экспертов убеждены, что результаты назревающей очередной технологической «революции» проявятся гораздо быстрее, чем в рамках предыдущих глобальных научно-технических реформ.
Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрено обеспечение покрытия всех федеральных автомобильных дорог сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, необходимой для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий. В связи с этой задачей определен перечень федеральных автомобильных дорог, покрываемых такими сетями (срок реализации – II квартал 2018 г.); запланирована разработка схемы и порядка покрытия всех федеральных автомобильных дорог сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных (срок исполнения – IV квартал 2018 г.); определены исполнители и источники финансирования (срок исполнения – IV квартал 2018 г.). Все федеральные автомобильные дороги должны быть покрыты указанными сетями связи в IV квартале 2020 г.
_______________________
1 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 2 Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».