Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Под занавес 2013 года компания IBM обнародовала ежегодный прогноз «Следующие пять через пять» (Five in Five), согласно которому в ближайшем будущем облачные технологии проникнут во все сферы бизнеса. Не исключением станет и логистика, где уже сегодня появляются новые сервисы, способные решить самые закоренелые проблемы отрасли.
Кирилл Власов, куратор проекта Log4pro, член совета директоров СТС Логистикс, председатель отраслевого отделения по логистике общероссийского общественного объединения "Деловая Россия", со-председатель региональной группы в России немецкой ассоциации логистики BVL, рассказывает, как будет выглядеть логистика будущего и что может этому помешать.
Рынку «облачной» логистики меньше пяти лет. Передовые технологии применяются сегодня в США, Европе, Бразилии. Там работают сервисы, T-System's Cloud Marketplace for Logistics Sector, Brazil's uShip, Camsec's Electronic Logistics Marketplace.
В России и странах СНГ ниша практически не занята. Экспансии со стороны западных аналогов здесь ожидать не приходится, потому что схема работы грузоперевозок у нас кардинально отличается как от европейской, так и от американской.
Применение эффективных облачных технологий меняет поведение пользователей, их бизнес-процесс. Два года назад специалисты из Германии убеждали меня, что облачные технологии не будут успешны в логистике ,потому что грузоперевозки – это бизнес, основанный на доверии, рассказывает Кирилл Власов. Раньше люди садились за стол переговоров, присматривались друг к другу, между ними возникала химия, они подписывали контракты, и только после этого начиналось сотрудничество. Было сложно даже подумать о том, чтобы доверить свой груз компании, которой ты никогда «не смотрел в глаза».
Все меняется. Взять, например, eBay. Раньше мы покупали там книги, диски, потом одежду, а сегодня ежемесячно через этот сервис продается более 10 000 как новых, так и подержанных автомобилей. Люди начинают мыслить по-другому.
Я уверен, что максимум через пять лет в России будут решения, о которых мы вчера не могли мечтать. Уже сегодня ведущие логистические компании в Европе работают над идеей краудсорсинговой логистики сборных грузов. Дано: студент, который ежедневно ездит по маршруту ул. Алабяна – Звенигород, подписывается на оказание услуг по доставке небольших грузов по близлежащим маршрутам. Он заходит в облако, берет заказ, выполняет его, не прикладывая к этому никаких специальных усилий (он все равно едет в Звенигород) и зарабатывает небольшие деньги. Себестоимость такой доставки в десятки раз ниже курьерской.
Болевые точки
Российские автомобильные перевозки – это котел, где бурлят сотни тысяч разношерстных игроков: индивидуальных предпринимателей, маленьких компаний и больших корпораций. В нишу постоянно выходят новые фирмы, они ищут работу, хотят быстрее перевезти груз, сэкономить. Главная проблема отечественного рынка – это надежность перевозки. Здесь много «серого» бизнеса, криминала, не все перевозчики аккуратно предоставляют документы, готовы стабильно закрывать большие объемы перевозок. Экспедиторские компании и частные диспетчера вообще не обладают ни автопарком, ни ресурсами, они просто «пробивают» цены и сводят заказчиков с исполнителями, взимая за это свои комиссионные проценты. В этой ситуации заказчикам требуются дополнительные гарантии надежности вывоза и доставки большого объема грузов.
Еще одна проблема – это документооборот. Для самой простой автомобильной перевозки требуется минимум 11 документов: товарные накладные МХ3 – МХ4, товарно-транспортная накладная и другие. Нужны описание груза, копии паспорта водителя, документы на машину. При перевозке, например, алкогольной продукции, количество документов может измеряться десятками.
Чем могут помочь «облачные» решения
Единое пространство
Грузоперевозки – это спотовый рынок, где существует моментальные спрос и предложение. В облаках есть возможность создать единую платформу для грузовладельцев (тех, кому надо везти грузы) и подрядчиков. Вы размещаете тендер на перевозку (задаете какие-то критерии: например, маршрут, тип подвижного состава, тип груза, его вес и объем, температурные требования) и тут же видите лучшие предложения от контрагентов – участников облачной платформы. Сегодня подобные маркетплейсы предлагают проекты: ati.su, «Грузообзор», и наша платформа Log4pro.com Конкурентным преимуществом LOG4PRO является жесткая проверка подрядчиков. Чтобы попасть в наш маркетплейс, компания должна предоставить все регистрационные документы и пройти полную проверку нашей службой безопасности.
Система управления перевозками - TMS система
Хранение документации на перевозку – большая проблема. Решить ее, в принципе, можно и через стандартные необлачные программы, например, «Антор», 1С, Oracle. Эти компании предлагают вам купить их софт (например, решение от Oracle стоит от $100.000), установить на компьютер и вносить все данные перевозок вручную. У средней компании в месяц количество грузоперевозок может исчисляться тысячами, чтобы вносить все эти данные в компьютер, нужен целый штат специалистов.
В облаке этот процесс можно автоматизировать: во-первых, отпадает необходимость устанавливать, а затем и обновлять программы. Во-вторых, обязательства по внесению данных в систему можно переложить на перевозчика, высвободив тем самым собственный трудовой ресурс, а с ним и деньги.
Отслеживание маршрута груза
Кроме удовлетворения собственного любопытства, трейсинг (отслеживание передвижения груза по маршруту) может помочь компании рассчитать точное время прибытия машины в точку доставки. С помощью этих данных можно планировать поставки и решить проблему пустых полок и лишних запасов. Трейсинг поможет оценить качество перевозчика: например, я знаю, что машина должна забрать мой груз в 9 утра. Если грузовик приехал вовремя, я ставлю ему 1, если опоздала – 0, если приехала на 40 минут раньше – 0,5. Так можно автоматически посчитать КПЭ качества каждой перевозки и получить объективный рейтинг качества перевозки каждого контрагента.
Какие проблемы облаками не решить?
Пока ни один облачный логистический проект не предоставляет платформу для мобильной маршрутизации сборных грузов. Например, водитель едет по определенному маршруту, забирает и доставляет грузы. Если бы вместо распечатанного маршрута у него был бы планшет, где автоматически добавлялись бы новые заявки, грузовик мог бы мгновенно исполнять заказы, расположенные вдоль проложенного маршрута. Также облачные решения пока никак не занимаются обработкой брака или недостачи.
Облачные маркетплейсы вслед за логистикой, можно было бы применить и в складском бизнесе. Сегодня все крупные склады арендуются с помощью посредников, чьи комиссии могут доходить до сотен тысяч долларов. Единая платформа могла бы позволить консультантам по недвижимости сосредоточиться на анализе юридической чистоты сделок, а нас избавить от ненужных платежей .
Наш главный риск – коррупция
Коррупционная составляющая – это главный фактор, который может замедлить проникновение новых технологий в логистику. Если у лица, принимающего решение, стоит задача не оптимизировать процесс доставки, а получить откат от «проверенного» перевозчика, ему нет смысла внедрять новые, открытые технологии. Ему есть смысл препятствовать инновационному процессу.
Вторая преграда для облаков – косность бизнес-процессов. Однажды мы предложили установить наше решение Log4pro одной компании. Функционал им очень понравился, но сервис не работал на Explorer 7, а в компании есть политика по пользованию только этим браузером. Соответственно нам нужно переписывать код под антикварный браузер, которым пользуется только 3% клиентов.
Еще одна проблема – сложная иерархия. Например, человеку, отвечающему за организацию автоперевозок, решение нравится, оно облегчает ему жизнь. Но решение принимает не он, а директор по логистике. А кто такой директор по логистике в крупной фирме? Это практически полубог. Ему некогда думать о том, как заказать грузовик, у него на этот счет есть отработанный бизнес-процесс (допустим, предполагающий объявление тендера по e-mail). Обычный бизнес процесс? Да, но это - бизнес процесс по правилам прошлого века.
Единая ТМС система для грузоотправителя и грузоперевозчика
Облачная ТМС система - это новый этап развития логистики, ведь что может быть удобнее и быстрее одной ТМС системы в общем доступе у грузоотправителя и грузоперевозчика? Вы запросили документы по перевозке и получили их в течение 5 минут, и не просто получили, а знаете, к какому контракту они относятся, кто ответственный в организации подрядчика, и кто везет ваш груз! И грузоперевозчик знает, что он везет, куда и кто сидит в кабине грузовика, который находится на трассе и на карте в его личном кабинете. Согласитесь, это очень удобно и скоро станет незаменимо, ведь ограничения движения грузовиков требуют точной маршрутизации и инструментов управления логистикой. Портал LOG4PRO сегодня представляет собой уникальный набор рабочих инструментов для логистов. Команда портала останавливаться на достигнутом не собирается и продолжает наращивать инструментарий каждый день, учитывая требования рынка и предписания закона.
Люди из будущего, или современная действительность?
Как сказали нам сотрудники другой компании: « Вы мыслите завтрашним днем. Бизнес процесс вашей платформы в России представляется невозможным!»
Возможно, для некоторых участников рынка это так. Откаты и диспетчеры за маленький процент - это реалии для компаний, которые не ценят свою деловую репутацию, а зарабатывают любым доступным способом. Облачные интеллектуальные системы управления логистикой - это точно не будущее, это наше с Вами настоящее. Мы строим облик логистики завтрашнего дня, и будем продолжать внедрять его в жизнь. Многие компании присоединяются к нашему порталу, и каждый день создают свой удобный современный маркетплэйс завтрашнего дня!