Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
В экономике Сибирского региона особое внимание традиционно акцентируется на транспортно-логистической отрасли как на одном из наиболее привлекательных инвестиционных направлений.
На это есть ряд историко-географических предпосылок, о которых давно известно и сказано уже не раз. Далее – объективно должны вступать эффективные экономические механизмы развития отрасли, в целом, и бизнеса транспортно-логистических компаний, в частности. Ведь, кому будет интересен потенциально привлекательный регион, где нельзя будет получать реальные доходы?
В преддверии крупного сибирского события транспортно-логистической отрасли – пятой региональной конференции «Логистические центры Сибири. 2013», игроки рынка поделились своим мнением относительно условий ведения бизнеса в сибирских регионах.
«Сибирский регион обладает большим транспортным потенциалом. Здесь расположены несколько крупных аэропортов, проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, а в период навигации есть надежное речное сообщение. Кроме того, в Приангарье находится крупнейший речной порт страны – «Осетровский», который является основным транспортным узлом в грузопоставках на север Иркутской области и в республику Саха», - говорит Татьяна Артюхова, директор филиала «Фрейт Линк-Новосибирск» PONY EXPRESS.
«Транспортно-логистический потенциал Сибири и России, в целом, используется далеко не полностью. Частично из-за этого Всемирный Банк по индексу развития логистики присвоил России 95-ое место в мире. В связи с неразвитостью логистики Россия теряет 10% транзита и 50 млрд долларов ежегодно. Например, у нас не задействован канал связи с Китаем через границу в Алтайском крае», - считает Комаров Константин Леонидович, профессор СГУПС, доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ.
«Потенциал используется на столько, на сколько позволяет рынок, будет рост рынка - будет и рост потенциала. Мы находимся в не лучшей географической части нашей страны, но, тем не менее, развитее идёт и грузооборот неуклонно растёт», - Александр Кукарских, ТЭК «Верста» (г. Томск).
«На мой взгляд, нашему региону есть, куда расти, как в транспорте, так и в остальных отраслях. Мы находимся на «перекрестке» самых значимых грузопотоков. Развитие должно быть, и оно будет происходить, в том числе, и усилиями нашей компании», - Татьяна Велман, Head of International Transportation Department, «TIS-Logistic» LLC, Novosibirsk, Russia.
Тем не менее, проблемы в отрасли есть, и их наличие мешает участникам рынка повышать эффективность, а региону – наращивать инвестиционную привлекательность.
«Тормозом» в развитии бизнеса компаний логистической отрасли в Сибирском регионе можно считать плохое качество и малую мощность федеральных трасс региона, а также плохое состояние внутриобластных дорог. Ещё существуют проблемы авиатранспортного узла, например аэропорт в Иркутске не принимает крупные грузовые борта, а в Омске – очень маленький, для города-миллионника, аэропорт с небольшим ассортиментом предлагаемых рейсов», - отмечает Татьяна Артюхова.
«В каждом регионе Сибири инфраструктурное состояние разное. Необходимо исследование относительной важности каждого сегмента рынка транспортно-логистических услуг, как это сделано в Новосибирской области в 2007 году», - Комаров Константин Леонидович.
«Остановить или затормозить развитие данного вида отрасли пока ничто не может: ни повышение цены на топливо, ни медленное развитие дорожной инфраструктуры. Не хватает более профессиональных перевозчиков и экспедиторов, не хватает новых идей в развитии отрасли, каждый пытается отрабатывать по накатанной схеме в получении прибыли», - так видит ситуацию Александр Кукарских.
«Рынок автомобильных грузоперевозок достаточно развит, не в последнюю очередь, благодаря реальной конкуренции. Есть, конечно, свои сложности: пропажа грузов, недобросовестность некоторых перевозчиков и т.д. Но, в общем, рынок вполне адекватно реагирует на потребности клиентов. Что касается авиационных перевозок, есть некоторые предложения к улучшению работы терминала МАН: очень сложно сдавать грузы для перевозки, отсутствует сервис по упаковке/переупаковке грузовых мест, ожидание при сдаче грузов происходит на улице, что, учитывая, сибирский климат, создает дополнительные трудности», - замечает Соболев Сергей Валентинович, коммерческий директор компании «Сибэкспорт».
Участники рынка не только видят точки роста в развитии отрасли, они готовы выступать с конкретными предложениями и действиями для улучшения экономических условий транспортно-логистической отрасли. Хотя, со стороны власти ожидают большего участия и более ощутимой поддержки.
«Я не ощущаю поддержки со стороны государства. За последние пять лет не было существенных мер по модернизации отрасли, такое впечатление, что государство вообще не работает на улучшение климата в транспортной составляющей. А барьеры только увеличиваются: тарифы на терминальную обработку растут, ж/д тарифы растут, бюрократия растет», - делится Татьяна Велман.
«К вопросам развития логистики на государственном уровне призвал в ноябре 2012 года Президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин, который обозначил развитие логистики транспортной отрасли как стратегическую задачу, имеющую общегосударственное значение», - отмечает Комаров Константин Леонидович.
«Необходимо федеральное участие в развитии региона. Сейчас предполагается рассмотрение проекта создания Байкальского международного транспортно-логистического центра для обеспечения реализации транзитного потенциала России в глобальной системе Евроазиатских международных транспортных коридоров. Для резкого развития логистической отрасли в Омской области необходимо достроить «замороженный» аэропорт международного класса «Омск-Федоровка». Для благополучного решения данного вопроса нужна поддержка честных надзорных органов», - говорит Татьяна Артюхова.
«Необходимо инвестировать средства в развитие портовой инфраструктуры. Наши дальневосточные порты до сих пор не принимают контейнеры весом брутто более 30,5 тонн, когда все крупные международные порты уже давно работают и с большим весом. Необходимо ужесточить контроль за портовыми службами, в порту «Восточном», например, часто сталкиваемся с беспредельной бюрократией», - считает Татьяна Велман.
Вопрос тарифов в транспортной сфере стоит достаточно остро, делая некоторые «маршруты» крайне невыгодными для грузоперевозчиков.
«Стоимость доставки по железной дороге представляется слишком дорогой. Даже с учетом состояния российских дорог, часто выгоднее доставлять грузы автомобилями, а не железной дорогой. ОАО «Трансконтейнер», монополист в области железнодорожных грузоперевозок, предлагает дорогой и неэффективный сервис: доставка, раскредитовка, вывоз контейнеров. Поэтому не секрет, что часть клиентов, кто задумывается над эффективностью своей работы, стараются искать альтернативы. Наши расчеты показали, что по некоторым направлениям выгоднее доставлять грузы авиа, чем железной дорогой», - делится Соболев Сергей Валентинович.
«Препятствием к развитию железнодорожных перевозок и увеличению числа клиентов являются неоправданно высокие цены на железнодорожные грузоперевозки. Государство должно сдерживать рост цен на грузоперевозки железнодорожным транспортом», - считает Елена Николаевна Мосейко, ТК «Кристалл» (г. Омск).
«К сожалению, профессионалы это знают, - Новосибирская таможня делает все, чтобы с ней работали как можно реже. Справедливости ради, должен признать, что ситуация улучшается, но крайне медленно. Внедрение электронного декларирования уменьшило зависимость декларантов от недобросовестных сотрудников таможни. Но добавились проблемы технического характера – периодически пропадает связь, посты не могут списать таможенные платежи или не могут принять декларации, из-за этого импортеры и экспортеры теряют время и деньги, которые им, конечно же, никто не компенсирует», - отмечает Соболев Сергей Валентинович.
«Я вижу, как с каждым годом все больше и больше импортеров переходит к оформлению грузов на границе, через удаленный доступ, через привлеченных брокеров или декларантов. Это обусловлено ценами и сервисом нашей таможни. Возможно, такая проблема характерна для всех внутрироссийских таможенных постов», - говорит Татьяна Велман.
«Осталась также проблема корректировок таможенной стоимости товаров. Непонятно, по какой причине, но в Новосибирской таможне таможенная стоимость товара всегда выше, чем в Москве или в Находке. Собственно, импортер никогда точно не знает, какова же будет сумма таможенных платежей. Эта неопределенность постоянно наносит ущерб бизнесу», - Соболев Сергей Валентинович.
Несмотря на перечисленные проблемы отрасли, участники рынка отмечают: «Нам легко развиваться в таком регионе, как Сибирь, мы развиваемся вместе с регионом и отчасти оказываем влияние на сам регион, так же как и он на нас», - говорит Татьяна Велман. А проблемы обсуждаются в диалоге и решаются – в работе.
Материал подготовлен пресс-службой агентства «В`ДА»
В рамках 5-той региональной конференции
«Логистические центры Сибири.2013»
27-28 февраля, Новосибирск