Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
«ЮгТранс-2016» состоялся в Геленджике 17-18 марта текущего года и собрал больше сотни профессионалов транспортной отрасли. Форум проводился при официальной поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Открыл форум Максим Воронцов, генеральный директор компании-организатора ICF-Международные конференции, отметив, что уже более 10 лет «ЮгТранс» объединяет власть и бизнес, перевозчиков и грузовладельцев, экспертов и представителей масс-медиа.
С приветственным словом выступил господин Фрагискос Костелленос, Генеральный Консул Республики Греция в г. Новороссийск.
Господин Консул отметил, что грузоперевозки из портов Новороссийска и России идут уже 2,5 тысячи лет. «Каждый день примерно 3 корабля под греческим флагом находятся на территории Новороссийска. И международные перевозки, конечно же, будут развиваться, ведь мы уже так давно работаем вместе и будем сотрудничать с вами и дальше».
Модератор и один из спикеров пленарной сессии «ЮгТранса-2016» - Людмила Симонова, к.э.н., партнер M.A.Research, заместитель председателя Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ в своем докладе «Влияние санкций и рецессии на грузопотоки в южном направлении» отметила, что реальная ситуация хуже, чем показывают цифры официальной статистики. Особенно это касается автомобильных международных перевозок. «Автомобильный транспорт – вся система поставок из Европы - практически развалилась из-за санкций и рецессии», - отметила эксперт. В общей сложности, импортный грузопоток сократился на 20 процентов. В сфере продовольствия падение составило четверть, доставка продовольствия из стран Евросоюза снизилась на 40 процентов, на столько же упала доставка оборудования и транспортных средств по сравнению с прошлым годом.
Некоторый оптимизм вселяют только обороты портов, которые показывают рост, несмотря на резкое снижение контейнерных потоков. В 2015 году экспортный грузопоток вырос в среднем на 4 процента. На рост экспорта оказывает влияние девальвация рубля. И эксперты уверены, что рост экспорта усилится, поскольку эффект девальвации будет действовать еще на протяжении всего текущего года.
Директор по проектам и развитию ПАО «НМТП» Александр Халезин в своем выступлении подтвердил эту тенденцию, вокруг которой на форуме разгорелась оживленная дискуссия. Генеральный директор порта Усть-Луга Михаил Таланенко отметил, что перераспределение грузопотоков отмечается и в порту Санкт-Петербурга. «Конкуренция идет между теми компаниями, что прикреплены к Большому порту. В Усть-Луге же такой конкуренции нет. Порт строился, чтобы вернуть в Россию транзитные грузы из Прибалтики. И рост порта на 16% говорит о том, что грузы из Балтики переориентируются на Россию».
Однако, перераспределение грузопотоков в портах, отмеченное на форуме, неоднозначно воспринимается в отрасли. Так, инициатива перенести все полномочия по таможенному декларированию на посты портов Бронка и Усть-Луга, вызвала протест со стороны профессионального сообщества. Из-за опасений, что перенос таможенного контроля в эти два порта станет причиной роста расходов на оформление, досмотровые операции и увеличения сроков хранения грузов, что в конечном счете приведет к росту затрат на перевалку грузов в порту Санкт-Петербург и их оттоку в порты Прибалтики. Кроме того, эта инициатива ФТС создаст условия для недобросовестной конкуренции, предоставляя операторам Бронки и Усть-Луги необоснованные преимущества, считают специалисты.
На долю группы НМТП в общем грузообороте морских портов России приходится 21 проц. от общего грузопотока, среди портов Азово-Черноморского бассейна на долю НМТП (Новороссийск) - свыше 34 проц. И уже к 2022 году Группа НМТП планирует увеличить объем перевалки сухих грузов - до 38,5 млн тонн, нарастив общий грузооборот группы до 156 млн тонн.
Предстоит на юге и расшивать узкие места на железной дороге. Сейчас в порты региона железной дорогой доставляется 68,6 млн.тонн грузов. Планируется комплексная реконструкция многих объектов транспортной инфраструктуры на полигоне СКЖД, в их числе: Котельниково–Тихорецкая, Кореновск –Тимашевская и т.д.
В числе приоритетных проектов развития самой Группы господин Халезин назвал: реконструкцию специализированного терминального комплекса перевалки зерна АО «НЗТ» и Пристани №3 ПАО «НМТП» для приёма грузопотоков от АО «НЗТ» и ПАО «НКХП», реконструкцию специализированных контейнерных терминалов АО «НЛЭ» и ПАО «НМТП», др.
Дамир Нестеров, заместитель начальника отдела транспортной политики Евразийской экономической комиссии с докладом «Евразийский экономический союз: основные направления интеграции в сфере транспорта» выступил в пленарной сессии: «Точка притяжения – Азово-Черноморский регион». По поводу сложной интеграции в Евразийский экономический союз также не обошлось без дебатов. Что неудивительно, ведь как раз в день открытия форума Казахстан принял закон о ратификации Соглашения о расширенном партнерстве с Евросоюзом. С облегчением визового режима, статусом страны с рыночной экономикой, выводом казахстанских авиакомпаний из ограничительных списков ЕС, как надеются казахстанские политики. Участники ЮгТранса поделились своим собственным опытом согласований, заминок и проблем на пути этой интеграции. Так, в рамках договоренностей Евразийского союза, российских перевозчиков Казахстан пустит на свою территорию не раньше 2025 года.
О реализации плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах РФ доложил Александр Есипенко, директор Южной региональной ассоциации морских агентов и экспедиторов (ЮРАМА), которой нынче исполняется 15 лет, с чем ассоциацию и поздравили все участники ЮгТранса.
Эксперт акцентировал, что не выполняется конвенция по облегчению международного судоходства. Мнение агентских компаний о ситуации в морских портах РФ, основанное на реальном положении дел, расходится с мнением ГКО. Время непроизводительных простоев судов в российских портах растет, количество документов для контрольных органов тоже не уменьшается. «Максимальное количество проверяемых документов превышает конвенционные требования в 11 раз!», - отметил спикер.
Две последующие секции были посвящены узкоотраслевым вопросам – развитию портов и железных дорог.
На секции «Железная дорога - порт: взаимодействие на стыке» Валерий Юсупов, заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по территориальному управлению предложил вниманию участников форума ряд проектов, которые позволят использовать потенциал сквозных технологий и увеличить скорость доставки грузов. Появится возможность реализации движения грузовых поездов по расписанию на совместных полигонах трех и более дорог, заверил эксперт. Динамичное развитие портов Новороссийска и Таманского полуострова приведет к росту объемов к 2020 году до 125 млн. тонн. Основное увеличение грузооборота прогнозируется за счет ввода в эксплуатацию новых перегрузочных комплексов в районе мыса Железный Рог на Таманском полуострове. Объемы грузооборота припортовых станций дороги за декабрь 2015 года составили 7,4 млн. тонн, что выше уровня аналогичного периода 2014 года на 7 проц. К декабрю 2018 года запланировано завершение строительства мостового перехода в направлении Крымского полуострова через Керченский пролив.
О внедрении Первой Грузовой Компанией новых логистических сервисов в регионах юга России рассказал Вадим Жуков, к.э.н., директор ростовского филиала АО «ПГК».
Георгий Давыдов, президент Национальной Ассоциации транспортников рассказал о предпосылках развития перевозок нефтяных грузов грузополучателям Северокавказской железной дороги регулярными грузовыми поездами постоянного обращения.
Игорь Ковалев, директор департамента по науке ООО ТЭК «Желдоринтеграция» доложил о комплексной оценке эффективности перспективного взаимодействия транспортных систем.
Сессию «Порты Юга России: инфраструктурный update и инновационные технологии развития» открыл доклад Гайни Жазетовой, вице-президента по корпоративному развитию АО
«НК «Актауский ММТП», которая поделилась опытом участия порта Актау в проекте «Новый Шелковый путь». Этот проект направлен на реализацию транзитного потенциала Республики Казахстан. Морской порт Актау находится под управлением Национальной компании «Қазақстан темір жолы» и является важным звеном создаваемой мультимодальной логистической цепочки, включающей также сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», соединенный с Актау посредством железнодорожной ветки, - пояснила спикер. А реализация проекта «Расширение порта Актау в северном направлении» позволит увеличить пропускную способность порта на 3 млн тонн в год.
Андрей Нараевский, вице-президент RUSCON Ltd. в своем докладе «Развитие контейнерных перевозок в направлении южных портов: динамика и перспективы» отметил, что на Юге до сих пор ощущается нехватка транспортных мощностей. Это касается, в том числе, и глубоководных причалов для приема океанских судов-контейнеровозов. «Растущая консолидация рынка, а также успешная работа существующих прямых линейных сервисов, указывают на необходимость ввода причалов для обработки судов вместимостью 6000-8000 TEU. Другим безусловным приоритетом для развития перевозок через порты Юга является развитие автомобильных дорог, способных обеспечить скорейшую доставку контейнеров автотранспортом в центральные регионы страны».
Эдуард Саманюк, заместитель начальника Новороссийского юго-восточного таможенного поста полковник таможенной службы рассказал о внедрении перспективных электронных технологий при совершении таможенных операций в Новороссийской таможне на примере Новороссийского юго-восточного таможенного поста: «Морской порт - 2», «Авторегистрация», «Электронный транзит».
Игорь Титов, руководитель проектов компании ООО «СТМ» попытался заглянуть в будущее электронного взаимодействия в морских портах.
Сергей Калугин, заместитель руководителя проекта по строительству порта ОАО «Тольяттиазот» рассказал о строительстве комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань. Проект вызвал всеобщий интерес на форуме. Что естественно, новость о том, что к грузовым терминалам Петербурга, Калининграда и Приморья добавится еще один современный морской порт, не может не радовать. Через перевалочный терминал продукты российского химпрома пойдут в десятки стран мира.
Суммарный грузооборот терминалов для перевалки аммиака и карбамида составит 5 млн тонн в год. В состав перегрузочного комплекса войдут гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до 50 тыс. тонн, береговой терминал перевалки аммиака и сыпучих грузов.
Также на форуме прозвучали доклады: Андрея Алексеева, заместителя главного инженера ЗАО «ГТ Морстрой», Александра Булыгина, директора по продажам TMBC Logistics Ltd, Алексея Гармаша, заместителя директора по коммерции и логистике ООО «Новоморснаб», Владимира Ерашова, коммерческого представителя дноуглубительной компании Van Oord Dredging and Marine contractors B.V. и других спикеров.
В рамках деловой программы участники форума посетили контейнерный терминал НУТЭП, а также зерновой терминал Новороссийского морского торгового порта.
Алексей Папуша, директор по эксплуатации контейнерного терминала НУТЭП, рассказал участникам ЮгТранса о ходе строительства причала №38. «Контейнерный терминал «НУТЭП» предполагает вложить в этот проект более трех миллиардов руб. Причал для крупнотоннажных судов возводят в Юго-Восточном грузовом районе порта, где и побывали участники форума. По своим характеристикам этот причал станет единственным в порту Новороссийск, способным обслуживать океанские контейнеровозы вместимостью до 10 000 TEU.
Анатолий Арабаджиев, главный инженер АО «Новороссийский зерновой терминал», рассказал собравшимся об использовании технологии глазирования зерна, что весьма важно, так как зерновая пыль может взрываться, как вакуумная бомба. А использование технологии глазирования при погрузке зерна с автомобиля или вагона позволяет избежать этого.
Новороссийский зерновой терминал способен переваливать 4-5 млн. тонн зерна в год. Мощности терминала способны отгружать в суда более полутора тысяч тонн зерна в час.
Профессиональные экскурсии логически завершили работу форума «ЮгТранс-2016». А оргкомитет теперь суммирует все предложения спикеров и участников форума в соответствующей резолюции, которая будет разослана во все профильные ведомства.
В обсуждении на форуме принимали участие: ЛУКОЙЛ-Черноморье, ДелоПортс, Jan De Nul NV, «Газпром нефть», MSC Rus, «БАЛТИКА-ТРАНС», «Конекрейнс», «Европак-Юг», «Международная зерновая компания», УК «Кузбассразрезуголь», УК «Мечел-Транс», ПАО «Совфрахт», ООО «Уральские локомотивы», «ПУЛ транс», «Мордрага», УК «Содружество», «Управление транспортными активами», ПАО АНК «Башнефть», «Морской торговый порт «Лавна», Азово-Черноморский бассейновый филиал Росморпорта, ОАО «Ейский морской порт», ОАО «Ростовский порт» и многие другие.