Организаторы CeMAT RUSSIA - самой большой в России выставки в сфере интралогистики - и редакция журнала «ЛОГИСТИКА» запустили онлайн-опрос в преддверии выставки 2024 года.
В опросе всего 8 коротких вопросов для участников и посетителей! Не проходите мимо! Ваше участие поможет нам собрать наиболее полную информацию о мероприятии, а заодно составить актуальный портрет аудитории CeMAT RUSSIA 2024.
На X международной конференции «Рынок транспортных услуг» руководитель Департамента исследования железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (АНО «ИПЕМ») Владимир Савчук принял участие в дискуссии «Оператор: Статус и саморегулирование».
Как отметил Владимир Савчук, при обсуждении вопроса создания одной или нескольких саморегулируемых организаций (СРО) в сфере грузовых железнодорожных перевозок крайне важно учитывать интересы небольших грузовладельцев, традиционно взаимодействующих с малыми операторами. По словам эксперта, прежде чем принимать решение о создании СРО, необходимо оценить регуляторные последствия, сделать оценку регуляторного воздействия не только на рынок грузовых перевозок, но и на деятельность небольших грузовладельцев.
Владимир Савчук заметил, что для конструктивного обсуждения вопросов, касающихся создания СРО, необходимо первоначально определиться с базовыми понятиями. По мнению эксперта, сегодня важнее всего определить прежде технологические функции операторов:
• Определение места операторских компаний в едином технологическом процессе перевозок;
• Определение различий между операторскими компаниями, собственниками вагонов и грузовладельцев с собственным подвижным составом, а также владельцев вагонов из стран СНГ и Единого экономического пространства.
Владимир Савчук акцентировал внимание, что сегодня основным ограничением, мешающим участникам рынка договориться о создании и деятельности СРО, является законодательство России, значительно отставшее от изменившейся в результате реформы ситуации в отрасли. В частности, как отметил эксперт, одним из фундаментальных противоречий сегодня является вопрос публичности перевозок грузов. По словам Владимира Савчука, на данный момент публичность закреплена только за перевозчиком, у которого, фактически, нет вагонов в собственности, однако есть предписания, что он обязан привлекать вагоны. В результате возникает противоречивая ситуация: перевозчик обязан возить по регулируемому государством тарифу грузы, а привлечь вагон по регулируемому тарифу не может.
Владимир Савчук предложил пересмотреть понятие «публичность» перевозок на железных дорогах, разбив их на два сектора:
• публичность предоставления грузовых вагонов под перевозку и ее закрепление за операторами;
• публичность перевозок вагонов перевозчиками.
По мнению Владимира Савчука, такое решение приведет к тому, операторы (под контролем СРО) не смогут отказать ни одному грузовладельцу, которому потребовался вагон под перевозку.
Федеральная антимонопольная служба могла бы давать свою оценку действиям операторов и перевозчиков как по колебанию цен, так и по отдельным условиям предоставления услуг, ограничивая злоупотребления доминирующем положением на рынке.
Белов Сергей
Руководитель отдела по связям с общественностью ИПЭМ