Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
По мнению ИПЕМ, существующая система функционирования пригородного комплекса нуждается в немедленной доработке. Отсутствие достаточного государственного финансирования и контроля над осуществлением транспортной политики в регионах приведет к частичной потере этого вида транспортного сообщения в уральском, сибирском и дальневосточном регионах России.
Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук принял участие в слушаниях Общественной палаты РФ «Роль пригородного железнодорожного пассажирского транспорта в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и актуальные вопросы его функционирования» и выступил с докладом «Актуальные вопросы развития пригородного пассажирского комплекса РФ».
По словам эксперта, главным следствием нерешенных проблем пригородного комплекса является сокращение пригородных поездов с ухудшением транспортной доступности для пассажиров – на некоторых направлениях каждый четвертый пассажир перестал пользоваться пригородным сообщением. Показатели пассажирооборота за январь-сентябрь 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, впечатляют: на Южно-Уральской ЖД наблюдается снижение на 26,4%, на Забайкальской ЖД – на 23,9%, на Северной ЖД – на 18,4%. Владимир Савчук отметил, что фактически процесс потери пригородного сообщения в неевропейской части России уже свершившийся факт.
Сохранение доступных пригородных перевозок в «депрессивных» регионах страны – задача жизненно необходимая. Существуют социально значимые маршруты, не имеющие финансовой и технологической альтернативы. Потеря таких маршрутов лишит сотни тысяч людей транспортной мобильности, а также ограничит потенциал развития регионов.
Как указал эксперт, существующая модель организации пригородных перевозок не способна изменить ситуацию. В ходе ее переработки необходимо сосредоточиться на ключевых точках. Во-первых, все решения и рекомендации должны учитывать невозможность существования пригородного пассажирского комплекса без государственной поддержки. «Принятие законодательных решений, не подкрепленных выделением финансовых средств, нельзя назвать эффективным методом решения проблемы», - резюмировал Владимир Савчук.
Во-вторых, помимо выделения государственного финансирования, необходимо создать систему «обратной связи» и контроля федеральных органов власти за региональными в области транспортного обслуживания граждан.
Владимир Савчук представил предложения ИПЕМ по внесению изменений в целевую модель пригородного пассажирского комплекса:
• Создание федерального реестра социально значимых маршрутов (СЗМ) с учетом сезонности изменения пассажиропотоков;
• Разработка Методики определения минимальных стандартов требований транспортной доступности (минимальный стандарт требований ТД) СЗМ с учетом специфики каждого региона. На основании данной Методики каждый Субъект РФ самостоятельно формирует собственный перечень минимального стандарта требований ТД СЗМ;
• Основная часть государственных субсидий направляется в адрес субъектов РФ исключительно на обеспечение минимального стандарта требований ТД СЗМ и только после получения запроса-обоснования со стороны региона;
• В Договоре между Субъектом РФ и Перевозчиком в обязательном порядке должно быть предусмотрено обеспечение минимального стандарта требований ТД СЗМ, поскольку гарантированы субсидией со стороны государства;
• По окончанию периода перевозки федеральные органы исполнительной власти инициируют выборочную проверку расходования средств правительствами Субъектов РФ, выделенных на обеспечение минимального стандарта требований ТД СЗМ.
Презентация доклада доступна по ссылке.
Белов Сергей
Руководитель отдела по связям с общественностью