Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Грузоотправители и порты должны нести ответственность за невыполнение согласованных норм погрузки и выгрузки вагонов.
Об этом заявил сегодня вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев в ходе «круглого стола» в пресс-центре ИД «Гудок» на тему «Порт – железная дорога: формирование единой логистической системы. Развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры, строительство подъездных путей и терминально-логистических центров».
По его словам, сегодня зачастую грузовладельцы отправляют в адрес порта объем груза, который заведомо превосходит техническую возможность выгрузки. При этом ответственность, как правило, возникает только у ОАО «РЖД» — за несвоевременную доставку в связи с возникающими затруднениями в продвижении вагонов. При этом штрафные санкции достигают 100% от стоимости перевозки, несмотря на то, что она фактически осуществлена и это повлекло определенные расходы ОАО «РЖД». Отсутствие компенсации за выполненную работу снижает возможности компании по развитию инфраструктуры, в том числе припортовой.
Эксплуатационная обстановка на железной дороге осложняется, с одной стороны, из-за несвоевременной выгрузки вагонов, а с другой – из-за скопления на припортовых станциях порожнего подвижного состава.
По мнению Салмана Бабаева, при развитии портов необходима более четкая синхронизация с планами развития железнодорожной инфраструктуры. Из-за изменения специализации портов меняется и технология работы припортовых станций и перегонов, что требует дополнительной модернизации инфраструктуры.
За последние годы железнодорожные перевозки грузов в адрес морских портов существенно возросли. Так, если в 2005 году через российские порты по железной дороге перевезено 177,6 млн тонн грузов, то в 2013 году – 250,4 млн тонн (+41%). Основную часть перевозок в прошлом году составляли сырьевые грузы (92% или 227 млн тонн).
При таком объеме перевозок любой сбой при погрузке и выгрузке приводит к скоплению вагонов, снижению пропускной способности инфраструктуры, скорости доставки грузов.
По мнению Салмана Бабаева, для повышения эффективности перевозок массовых грузов необходима их консолидация, например, на базе сухих портов и терминалов в районах с особо крупными объемами погрузки и выгрузки.
Это позволит решить проблему неравномерности погрузки в течение месяца, обеспечить ритмичность движения грузовых поездов, а также предотвратить последствия возможных сбоев из-за несвоевременного подвода флота.
Еще одним инструментом взаимодействия участников перевозочного процесса могли бы стать информационно-логистические центры, которые позволили бы в оперативном режиме координировать работу всей транспортной цепочки от погрузки вагонов до подвода флота.
Специалисты, наделенные соответствующими полномочиями от каждого субъекта отношений, смогут заблаговременно уведомлять друг друга о состоянии погрузки и выгрузки, возможных проблемах в подводе флота или поездов и принимать решения по оптимизации сложившейся ситуации.