Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
В слушаниях, прошедших 22 ноября в Общественной палате РФ, принимали участие представители ОАО «Российские железные дороги», руководители пригородных пассажирских компаний, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы РФ, представители федерального правительства и субъектов Российской Федерации, науки и общественности.
Участники слушаний обсудили социально-экономическое значение и перспективы развития пригородного пассажирского железнодорожного транспорта, состояние и развитие нормативно-правового регулирования пригородных перевозок, формирование договорных отношений при организации пригородных перевозок между регионом-заказчиком и перевозчиком-исполнителем и др.
Выступая с докладом «О роли пригородного железнодорожного пассажирского транспорта в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и актуальных вопросах его функционирования», начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер отметил, что пассажиропоток в пригородном сообщении стабильно растет. Так, всего за период с 2003 по 2012 годы ОАО «РЖД» в пригородном сообщении перевезено более 10 млрд пассажиров, пассажирооборот составил 409 млрд пасс-км. Рост пассажиропотока за эти годы произошел в основном благодаря повышению уровня транспортного обслуживания населения. Например, были запущены скорые поезда повышенной комфортности, быстрыми темпами развивается спектр тарифных планов и новых видов абонементных билетов, а также развиваются каналы продаж проездных документов, в том числе сети билетопечатающих автоматов и интернет-продажи.
- Для повышения качества обслуживания пассажиров мы приобретаем новый подвижной состав с улучшенными потребительскими характеристиками, как отечественного, так и иностранного производства. Он также напомнил, что за этот период ОАО «РЖД» было закуплено около 6 тыс. пригородных вагонов на сумму более 84 млрд рублей. Инвестпрограммой на 2013-2015 годы выделены денежные средства в размере более 15 млрд рублей на закупку 519 вагонов.
Произошедшие улучшения не остались незамеченными пассажирами. Положительная динамика перевозок, обеспеченная в предыдущие годы, продолжается и в текущем году. Так, пассажирооборот в пригородном сообщении в 2013 году прогнозируется в размере 33 млрд пасс-км, что выше уровня 2012 года на 4,4%. Кроме того, ожидается, что в 2013 году пригородными поездами будет перевезено более 960 млн человек, что выше уровня прошлого года на 2%.
Ключевыми точками роста для пригородного сообщения, по мнению Максима Шнейдера, являются дальнейшее развитие транспортных услуг, оказываемых в крупных агломерациях, а также повышение скоростей движения пассажирских поездов и сохранение ценовой доступности перевозок.
Для этого необходимо на всех уровнях скоординировать работу по дальнейшему функционированию пригородного пассажирского комплекса.
Так, например, комплексное решение транспортных проблем крупных городских агломераций с участием железнодорожного транспорта является одним из перспективных направлений развития. В настоящее время реализуются системные мероприятия по развитию Московского транспортного узла. Проект финансируется за счет средств Российской Федерации, г. Москвы, ОАО «РЖД». Подобное сотрудничество служит примером совместной работы органов власти всех уровней и владельца инфраструктуры для повышения качества транспортного обслуживания.
Не менее важной задачей является формирование регуляторной среды, которая повышает доступность транспорта. Напомним, в 2011 г. Правительство России приняло решение об установлении для перевозчиков льготного тарифа на услуги инфраструктуры и выделило на эти цели 25 миллиардов субсидий. Профессиональное регуляторное решение оказало позитивное влияние на сферу пригородного сообщения.
Однако необходимо отметить, что указанные 25 млрд рублей субсидий из федерального бюджета покрывают только четвертую часть расходов по пригородным перевозкам. Половину совокупных расходов возмещают непосредственно пассажиры. Это довольно высокий показатель, в том числе и по европейским меркам.
Более 20% компенсирует за счет собственного финансового результата ОАО «РЖД». Менее 8% расходов финансируют из своих средств регионы.
Только в 13 субъектах Российской Федерации за 9 месяцев 2013 г. обеспечена безубыточность перевозок (в 5 субъектах субсидии не требуются – Москва, Московская область, Санкт – Петербург, Республика Адыгея, Астраханская область; в 7 регионах планируется полная компенсация потерь в доходах Рязанская, Сахалинская, Самарская, Оренбургская, Томская, Тюменская области, Красноярский край, 3 региона близки к 100% компенсации – Республика Хакасия, Волгоградская область, Республика Башкортостан, еще 4 региона близки к полной компенсации (более 85%) Пермский край, ХМАО, Карачаево – Черкесская Республика, Кемеровская область).
При этом 2 субъекта Российской Федерации в 2013 году не предусмотрели ни рубля на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков – это Вологодская, Ленинградская области.
Принятые решения, определившие тарифы на грузовые перевозки на следующий год, вынуждают компанию оптимизировать свои потери в пригородной сфере. Ожидается, что совокупные убытки холдинга «РЖД» в текущем году от пригородных перевозок составят более 22 млрд рублей. А сумма выпадающих доходов от пригородных перевозок в 2015-2016 гг. ожидается в размере 54-56 млрд рублей.
Напомним, что согласно проекту федерального бюджета, внесенного в Государственную Думу, финансирование данного вида деятельности в 2014 г. составит около 24,4 млрд рублей, в 2015 г. около 5,9 млрд рублей, в 2016 г. средства не предусмотрены.
По мнению Владимир Савчука, руководителя департамента Института проблем естественных монополий, по сути, предлагается поэтапный отказ от субсидирования пригородных перевозок из федерального бюджета.
- Данный фактор является безусловным препятствием для развития отрасли. Подтверждением этому служит весьма консервативная инвестиционная политика даже рентабельных частных пригородных перевозчиков. Действительно сложно принять решение о миллиардных вложениях на десятилетия, имея горизонт планирования финансовых результатов в пределах одного года.
Для обеспечения доступности и безубыточности услуг железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах РФ Общественная палата РФ считает необходимым утверждение Правительством России Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, а также обеспечение полной компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки.
По мнению общественности и экспертов, должен быть сохранен льготный тариф на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении с полным возмещением потерь в доходах ОАО «РЖД», а также из федерального бюджета необходимо выделение субсидий (трансфертов) на сбалансированность региональных бюджетов.
Член Общественной палаты Владимир Белозеров, подчеркнул, что субъекты Российской Федерации должны принять все меры по недопущению ухудшения транспортного обслуживания населения и необходимости полной компенсации ими потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки.
Кроме того, Общественная палата РФ по итогам слушаний рекомендовала Правительству РФ в установленном порядке внести до 1 февраля 2014 года законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации» в Государственную Думу Российской Федерации, а Минфину России, Минтрансу России, ФСТ России – предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2014-2016 гг. субсидирование в полном объеме выпадающих доходов ОАО «РЖД» от установления льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые компанией при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
пресс-служба ОАО "РЖД"