28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Грузы горно-металлургического комплекса остаются одной из основных номенклатур в морских портах Украины. Сейчас они занимают уверенное второе место после аграрных. В прошлом году было перевалено более 52 млн тонн продукции ГМК. В рамках Ukrainian Ports Forum-2019 международные эксперты акцентировали внимание на том, что украинским грузовладельцам и портам следует быть готовыми к увеличению количества заходов больших судов класса Newcastlemaх. Это позволит увеличить судовые партии, снизить затраты на логистику и сделать украинский экспорт менее уязвимым к колебаниям мировых цен.
Среди основных проблем в сфере перевалки промышленных грузов в Украине представители ведущих компаний из США, Германии, Италии, ОАЭ, Болгарии, Украины, Хорватии и других стран отметили необходимость создания глубоководных портов, развитие специализированных терминалов, оснащенных современным оборудованием для обработки горно-металлургических грузов, а также обеспечение стабильной работы украинских портов на Азовском море.
Президент глобальной логистической компании Clarksons Platou (Италия) Массимо Дентиче на форуме в Одессе отметил мировую тенденцию увеличения флота судов класса Newcastlemaх, составляющих более 41% от общего количества новых судов, заказанных сейчас судовладельцами по всему миру. «Переход на современные крупные суда значительно улучшит экономическую ситуацию как для судовладельцев, так и для портовых операторов. Поэтому сейчас необходимо довести глубины украинских портов до соответствующего таким судам уровня, чтобы оставаться конкурентоспособными в сравнении с конкурентами на мировых рынках», – отметил эксперт.
В Украине существует только один порт, который уже практически имеет необходимые глубины. Это порт Пивденный. Администрация морских портов Украины завершает здесь очередной этап дноуглубления. «АМПУ уже практически обеспечила доведение глубин подходного канала, маневровых зон и операционных акваторий отдельных причалов порта Пивденный до 20 м. В этот проект было вложено более полумиллиарда гривен, а объем работ по дноуглублению составил 2,7 млн м3», – прокомментировал реализацию масштабного проекта в порту руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс.
Еще одна проблема, о которой говорилось на форуме в Одессе, – необходимость обеспечения свободного судоходства в Азовском море. Из-за проблем, возникших в конце прошлого года с проходом судов через Керчь-Еникальский канал, грузовладельцы вынуждены были переориентировать часть грузов в украинские порты на Черном море. Но техническое оснащение терминалов не всегда позволяло обрабатывать соответствующие объемы в необходимые сроки.
Сейчас ситуация в Керченском проливе несколько стабилизировалась, к тому же АМПУ удалось привлечь подрядчика для восстановления паспортных глубин в портах Мариуполь и Бердянск и на подходных каналах к ним. Объем инвестиций АМПУ в эти проекты составляет почти 725 млн грн. Кроме того, недавно были озвучены намерения АО «Укрзализныця» предоставить 20% скидку на доставку грузов в украинские порты на Азовском море. Все это позволяет надеяться на повышение конкурентоспособности перевалки грузов через порты Мариуполь и Бердянск.
Однако государству и бизнесу следует усилить взаимодействие для развития специализированных терминальных мощностей в украинских портах. Оптимальным форматом для этого являются проекты государственно-частного партнерства, в частности концессии, которые позволили, к примеру, Болгарии, за 4 года привлечь более 127 млн евро в развитие порта Бургас и увеличить объемы перевалки в нем почти в 5 раз.
Сейчас в Украине реализуются пилотные проекты концессии госстивидоров в портах Ольвия и Херсон, подготовленные Министерством инфраструктуры, командой международных консультантов и специалистами АМПУ. Концессионные конкурсы могут быть объявлены уже в июне-июле. Как сообщалось ранее, следующими возможными проектами концессий в портовой отрасли являются проекты развития специализированных терминалов в портах Пивденный и Черноморск.