Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию заключительный номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2024 г. Мы постарались сделать его насыщенным и интересным.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
Развитие акватории мощного порта Украины - Пивденного - в частности ее дноуглубление - актуальная тема для профессиональных дискуссий и профессиональных же сплетен в соцсетях. Ведь Южный - это не только на самом деле большие средства, но и наиболее острая конкуренция.
Приятно, что уважаемые спикеры подтверждают правильность разработанного АМПУ проекта развития порта Пивденный и подчеркивают необходимость реализации, правда, только одного из его этапов, который касается частного стивидора. В то же время удивляет, что эксперты в своих высказываниях не делают следующий необходимый шаг, а именно не озвучивают источники финансирования проекта, стоимость которого для АМПУ составляет 2 млрд грн.
Поэтому, попробуем разобраться, что именно делает АМПУ для того чтобы в порту Пивденный появилось больше глубоководных причалов.
1. Все - по проекту
Дноуглубление внутреннего подходного канала к причалам 18-22, на которых работает компания ТИС - это лишь один из четырех этапов реализации масштабного проекта реконструкции акватории порта в рамках плана развития порта Пивденный. Заказчиком и исполнителем этого документа, предусматривающего осуществление работ на площади более чем 1747 тыс. кв м является именно АМПУ. Проект утвержден распоряжением Кабмина от 19.04.2017 № 324-р. и за это время завершены работы по первому пусковому комплексу. Таким образом, за счет АМПУ созданы: водный подход к причалам №№ 23-25, операционная акватория причалов №№ 23-25, разворотное место D = 370 м проектной глубиной 16 м. Общий объем дноуглубления составил 4 339 486 куб. м, созданный объект введен в эксплуатацию в 2018 году. На этот этап проекта развития акватории Пивденного, который значительно улучшил конкурентные условия для крупнейшего частного стивидора ТИС, госкомпанией АМПУ потрачено более 1 млрд грн. Дноуглубление внутреннего канала запланировано в рамках второго пускового комплекса проекта.
2. Подходной канал к причалам 18-22 - что есть и что будет
Дноуглубление внутреннего подходного канала к причалам 18-22, на котором настаивает частный стивидор группа компаний ТИС, включены в проект финансового плана АМПУ на текущий год. Поэтому, Администрация отнюдь не медлит с подготовкой к реализации проекта и рекомендации Антимонопольного комитета Украины значительно улучшить конкурентные условия для частного стивидора интересны, но не актуальны. Более того, сейчас происходит корректировка проекта. Ведь группа компаний ТИС решила изменить технологию перегрузки, которую планирует использовать на этих причалах. Поэтому, технические характеристики проекта необходимо привести в соответствие с планами частного инвестора, внести соответствующие изменения в финансовые и экономические расчеты, определить экономическую эффективность капитальных инвестиций АМПУ, уточнить срок окупаемости проекта с проведением повторной государственной экспертизы.
А для того, чтобы работы по проекту были более эффективными для государства и частного стивидора, было решено разделить его на дополнительные два этапа. В рамках первого глубина внутреннего подходного канала будет доведена до 17 м. После чего ТИС сможет обрабатывать на причалах 18-22 судна с большей осадкой и, при наличии гарантированного грузопотока, быстро окупить его и приносить дополнительные портовые сборы государству и прибыль своим владельцам. Параллельно с этим будет продолжаться работа над вторым этапом - углублением внутреннего канала до 19 м.
3. Что мешает?
Высокая стоимость проекта - более 4 млрд грн., И отсутствие в АМПУ необходимых средств из-за того, что госпредприятие вынужденно отчислять в Госбюджет 90% прибыли (то есть почти все) является причиной того, что проект не может быть реализован так быстро, как рассчитывает частная стивидорная компания. Кабинет министров Украины утвердил именно такую норму отчислений и на 2019, и на 2020 годы, фактически парализовав инвестиционную деятельность предприятия по капитальным проектам, в том числе и дноуглублению в Пивденном.
В 2020 году, по предварительным расчетам, АМПУ сможет направить на капитальные инвестиции во всех 13 портах только 500 млн грн, что в 4 раза меньше, чем нужно для дноуглубления внутреннего подходного канала к причалам 18-22 в Пивденном.
Администрация морских портов готова направлять средства на реализацию инвестиционных проектов, как в Пивденном, так и в других морских портах Украины, прямым образом заинтересована в развитии портовой инфраструктуры. Но для этого необходимо принимать официальные решения на государственном уровне, а не дискутировать в соцсетях. О недостаточном количестве средств для осуществления капитальных инвестиций АМПУ говорит с момента принятия Кабмином решения об увеличении отчислений до 90%. Не только говорит, но и аргументирует оппонентам, обращается с вариантами решения вопроса к власти, находит союзников для изменения ситуации. Было бы эффективным, если бы частный бизнес, который в первую очередь заинтересован в капитальных инвестициях АМПУ тоже был активным в борьбе за грамотное решение по отчислениям в пользу всей отрасли. И активным не только в соцсетях и не только постфактум.