По первым подсчетам количество уникальных посетителей за два дня составило 11 812 человек. В связи с отсутствием иностранных участников выставка занимает меньшую площадь, чем в 2019 году, но ее плотность существенно увеличилась и составила 39 посетителей на одного участника (28 в 2019-м).
Новое на выставке
В этом году на выставке появился новый раздел — «Складское оборудование и решения». 12 компаний представили стенды с решениями для складской логистики. 8 компаний — это дебютанты выставки TransRussia. Компания IQSklad (зал 4, стенд D175) продемонстрировала на своем стенде новинки. Одна из них — уникальная модель накопителя поддонов. Еще один дебютант, компания «Совтес АТЕ» (зал 3, стенде С121) представила комплектовочную тележку для сбора нескольких заказов одновременно. Новинка оснащена световыми подсказками pick-by-light и исключает ошибки при комплектации. Новинки компании Scancode (зал 3, стенд С247) — сканеры штрихкодов, терминалы сбора данных и принтеры этикеток. На стенде компании «Инфотех» (зал 3, стенд С229) можно посмотреть на модульный шкаф «Инлокер», предназначенный для складских и логистических центров.
Деловая программа
Деловая программа сегодня с самого утра шла в режиме нон-стоп на всех четырех контент-площадках выставки. В главном зале «ТрансРоссия» обсуждали последствия пандемии и ее влияние на авиаперевозки. 2020-й перевернул с ног на голову всю авиаотрасль. Большая часть бортов простояла в ангарах, а пассажирские самолеты в качестве грузовых отправлялись в небо, чтобы в срочном порядке доставить СИЗ в разные уголки мира. Лучшими в этот период оказались мультимодальные решения — об этом рассказал Георгий Аликошвили, заместитель генерального директора по международному бизнесу («Почта России»). Спикер представил успешные кейсы грузоперевозок, осуществленных несмотря на тотальную отмену рейсов. Вывод: «Сегодня надо работать над созданием гибких логистических цепочек и иметь собственные мощности, чтобы быстро находить новое решение».
Мария Бондарева, директор департамента международной логистики (DHL Global Forwarding), подробно рассказала о ситуации в области авиаперевозок. «Летом, — считает спикер, — это был уже не рынок, а биржа грузоперевозок». Емкостей не хватает до сих пор, а тарифы продолжают расти. Мария считает, что напряжение в отрасли сохранится и в 2022 году и что объем пассажироперевозок вернется к доковидному уровню не раньше, чем к 2025 году, а скорее, к 2027-му.
Вечером в главном зале «ТрансРоссия» состоялась дискуссия в формате «мозгового штурма». Экспертам предложили обсудить текущую ситуацию и дать прогнозы по рынку автотранспортной грузовой логистики на ближайшие два года. Модератором сессии выступил Андрей Ионин, главный аналитик (Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика»): «Эксперты видят и воспринимают рынок по-разному, но все без исключения понимают, что роль транспортных компаний должна кардинально усилиться».
Алексей Замков, генеральный директор («РТ-Инвест Транспортные системы»), считает, что если ситуация не изменится, то «классические» транспортные компании просто исчезнут, в лучшем случае станут придатком цифровых систем, как это случилось с такси. Павел Привалов, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта (Министерство транспорта РФ), полагает, что современным транспортным компаниям очень не хватает волевых руководителей, которые готовы перекраивать предприятия на новый, цифровой, лад.
В Лектории TransRussia продолжили разговор о страховании и рисках. Кирилл Березов, управляющий директор компании «Панди Транс», посвятил свое выступление перевозке грузов, требующих температурного контроля. Говоря о рисках при таких перевозках, спикер озвучил список из 11 пунктов, среди которых были, например, свойства продукции, нормативы и требования, поломка оборудования, совместимость продукции, санкционные риски.
В конференц-зале G состоялась конференция «Логистика в электронной коммерции». Эксперты обсудили логистические решения, которые появились в связи с новым и резко выросшим направлением в торговле. Например, Дмитрий Новиков, директор компании Reworker, рассказал о роботах, помогающих выбирать нужные товары на складах.
В конференц-зале F с утра обсуждали успешные решения в интралогистике. Павел Казановский, генеральный директор («Битсервис»), подчеркнул важность создания дополнительной ценности в логистике. В качестве примера привел магазин «Рыжий» в Сочи. «E-com — это не про бизнес, это про сервис. Насколько вы клиентоориентированы, настолько успешен ваш бизнес», — считает спикер. Другой эксперт, Антон Мартьянов, подчеркнул: «Большая боль — консерватизм взглядов собственников и владельцев бизнеса».
Во второй половине дня в конференц-зале F состоялось выездное заседание комитета по таможне и транспорту Франко-российской торгово-промышленной палаты. Тема — «Прослеживаемость и маркировка в логистике». Вслед за фармацевтической продукцией маркировка коснулась обуви и продуктов питания. Но так как процесс запускается с нуля, производителям крайне сложно его налаживать. Евгения Ярыгина, руководитель по логистике (Louis Vuitton Eastern Europe), рассказала, что было сложно маркировать обувь: «мало того, что в деталях не понимаешь, что и как надо делать, так еще влияет наслоение французской системы. А частичная маркировка одежды — это вообще вызов». Андрей Чернышев, руководитель департамента логистики (LVMH Perfumes and Cosmetics), поделился со слушателями, как в компании маркировали остатки парфюма в пандемию. Спикер обратил внимание, что до сих пор нет методических рекомендаций, как маркировать наборы. При этом все производители поддерживают идею маркировки, ведь это хороший инструмент для борьбы с контрафактом, потому не за горами контроль вывода из оборота немаркированного товара.