18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию девятый номер журнала «Логистика», в котором мы собрали и объединили актуальные материалы. На страницах нового номера мы уделили пристальное внимание кадровой проблеме. Вас заинтересует исследование компании SuperJob, посвященное изменению спроса на персонал за год, зарплатам водителей грузовых автомобилей и персонала складских комплексов.
25 сентября Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки представлен обновленный Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Перечень утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2023 г. № 534 (зарегистрирован Минюстом России 11 июля 2023 г., регистрационный № 74207), и в него вошли издания, включенные в Перечень по состоянию на 31 декабря 2023 г.
Основной вектор развития транспортной логистики на сегодняшний день – экономия финансов и времени. Непростая ситуация в экономике страны заставила многих грузоперевозчиков изменить подходы в работе, разработать новые логистические цепочки и наладить взаимодействие с партнерами – участниками внешнеэкономической деятельности.
Когда-то выработанная формула «Быстро, дешево, качественно – выбери два из трех» в нынешних условиях уже не работает: клиенту нужны не только все три пункта, но и дополнительные бонусы. Это заставляет транспортно-логистические компании разрабатывать новые услуги, а иногда и полностью менять систему своей работы.
Однако для того чтобы оказывать логистические услуги на аутсорсинге, транспортным компаниям ничего менять не нужно. А грузовладельцам придется изменить собственный взгляд на логистику. Достаточно часто бизнес предпочитает выстраивать логистику по-старому и вывозить продукцию самостоятельно, поскольку бытует мнение, что так лучше и дешевле. Но этот подход давно устарел. Предприятия, как малого, так и крупного бизнеса, уже передают управление поставками своей продукции транспортно-логистическим компаниям и получают реальную экономию. Директор филиала АО «РЖД-Логистика» Дмитрий Абдуллаев привел пример такого сотрудничества с Холдингом ЕВРАЗ: «За несколько лет работы с Холдингом за счет оптимизации грузовых операций на всех этапах мы совместно сумели добиться снижения транспортных расходов на сумму перевозимого груза в размере 95% и снижения стоимости переработки сырья до 14%. Это выразилось в росте объемов производства до 7% и роста прибыли – до 9%».
С середины 2014 года, когда США и страны ЕС ввели против России экономические санкции, а правительство России приняло решение об ответном продуктовом эмбарго, эксперты заговорили о необходимости разработки новых цепочек поставки товаров. Это касается как зарубежных, так и внутрироссийских перевозок. При этом новые цепочки должны обеспечить быструю доставку недорогой продукции. По словам директора по логистике торговой сети «Перекресток» Дениса Шульги, люди научились считать и экономить свои деньги. Не найдя нужный товар на полке магазина или увидев слишком высокую стоимость продукта, покупатели отправляются в другой магазин. Поэтому крайне важно, чтобы товары были востребованные и недорогие. «Все операции, которые производятся по всей цепочке поставок, должны занимать минимальное время. Стремясь адаптироваться под нужды клиентов, каждая компания стремится стать более гибкой. В нашей торговой сети за прошедшие полтора года мы сами придумали 4 новые цепочки поставок. Сегодня недостаточно иметь один склад, одного перевозчика, одного таможенного брокера. Компании стараются укрепить взаимодействие друг с другом, чтобы повышалось качество и не увеличивалась цена товаров», - рассказал Денис Шульга.
Борьба за снижение транспортных издержек на пути товара от производителя к потребителю приводит к пересмотру не только привычных цепочек поставки, но и условий доставки груза. Транспортная логистика все чаще решает вопросы поставки определенного количества груза к определенной дате. Удовлетворить эту потребность крупных торговых сетей возможно только с развитием распределительных центров. «Многие компании-импортеры объединяют небольшие партии своих товаров и пользуются услугами профессиональных посредников, чтобы доставить продукцию именно в том количестве, на которое есть текущий спрос. Для большинства из них это позволяет миновать складское хранение и доставлять грузы непосредственно к местам потребления и переработки», - уточняет управляющий Екатеринбургским таможенным терминалом и контейнерным терминалом «C.I.T.» (входят в ГК «Оборонснабсбыт») Валерий Денисов. Ритейлеры не хотят строить собственный или арендовать чей-то склад, им нужно, чтобы транспортные компании еще в процессе перевозки оказывали дистрибьютерские услуги, распределяя большие партии товара на более мелкие. Это экономит время и деньги ритейлеров, а транспортные компании заставляет развиваться как распределительные центры и более рационально использовать площадки по переработке грузов. «Участники перевозочного процесса все более широко используют услуги терминала по расконсолидации грузов, прибывающих в контейнерах. Контейнерный терминал начинает выполнять функции распределительного центра, осуществляя выдачу товара небольшими партиями. Особенно ярко это выражено при прибытии партий сборных грузов», - продолжает Валерий Денисов.
Ранее сборные грузы отправляли автомобильным либо авиатранспортом, однако последние годы железная дорога активно и довольно успешно соперничает за эти грузы. Дмитрий Абдуллаев уверен, что в скором времени можно ждать значительного прироста сборных грузов, перевозимых в контейнерах: «Благодаря сжатым срокам транспортировки и более низкой стоимости по сравнению с авиа доставкой, а также гарантированной сохранности сборного груза, сервис открывает новые возможности привлечения принципиально нового груза на железнодорожный транспорт».
В этом году наметилась еще одна тенденция, связанная с расширением компетенций транспортных компаний. Автотранспортные предприятия стараются максимально расширить спектр предлагаемых услуг и уже готовы организовывать для своих клиентов контейнерные перевозки по железной дороге, сообщил директор по логистике транспортной компании «КИТ» Сергей Фёдоров: «Железнодорожные перевозки, контейнерные в частности, уже сейчас сопоставимы с доставкой автотранспортом. Есть возможность в течение нескольких часов выбрать 20- или 40-футовый контейнер. Стоимость перевозки ниже, чем у автотранспорта. Например, сегодня перевозка Москва-Новосибирск 40-футовым контейнером составляет около 102 тыс., доставка автотранспортом стоит около 150 тыс. При этом расценки на автотранспорт растут быстрее. Скорость доставки тоже сходная – автомобиль идет по этому маршруту 4 дня, контейнер – 6-7 дней».
Таким образом, в недалеком будущем среднестатистический портрет транспортной компании может выглядеть таким образом. Это мультимодальное предприятие, которое предлагает перевозки любых грузов любым видом транспорта и оказывает услуги распределения товара для конкретных получателей.