Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию заключительный номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2024 г. Мы постарались сделать его насыщенным и интересным.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
По оценкам ИПЕМ, в результате растущей несбалансированности существующей тарифной системы на перевозки грузов ОАО «РЖД» ежегодно теряет значительные объемы инвестиционных ресурсов.
В рамках IV Международной конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки» руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Тарифы и инвестиции: состояние и перспективы».
В своем докладе Владимир Савчук отметил несбалансированность существующей тарифной системы перевозки грузов. Перевозки нефтепродуктов в отличие от перевозки ряда грузов первого тарифного класса (в частности, угля) являются для ОАО «РЖД» прибыльными. При этом их доходность превышает доходность внутренних перевозок угля в 3,6 раза (91,4 коп./т•км против 33 коп./т•км у угля), а экспортных перевозок – в 5 раз (доходная ставка ОАО «РЖД» по экспортным перевозкам угля – 18 коп./т•км). «Несбалансированность тарифной системы ежегодно увеличивается, - отметил в выступлении эксперт ИПЕМ. – Темпы индексации тарифов на перевозку нефти опережают темпы индексации по углю на 18%, а по минеральным удобрениям – на 21%».
Владимир Савчук представил следующие эффекты, возникающие в результате несбалансированности тарифной системы:
• Высокодоходные грузы под воздействием межвидовой конкуренции «уходят» на другие виды транспорта. В результате перевозчик теряет значительную по размерам прибыль, а, следовательно и источники инвестиций.
• Меняется структура перевозимых грузов: высокодоходные грузы замещаются низкодоходными и убыточными. В результате потребности в инвестициях в инфраструктуру сохраняются, а финансовые возможности нет.
• При сохранении прежних транспортных затрат у грузовладельцев доходы перевозчика снижаются (в сопоставимых условиях). Возникает потребность в поиске дополнительных источников инвестиций.
• Государство, не вмешиваясь в происходящие процессы и не изменяя регуляторной среды, осложняет себе задачу по нахождению компромисса между уровнем индексации тарифа, объемами поддержки из федерального бюджета и потребностями по развитию магистральной железнодорожной инфраструктуры. Кроме этого, государству необходимо будет решать уже 4 задачи: поиск источников инвестиций в магистральную ж/д инфраструктуру, компенсации убытков от перевозок возросших объемов грузов первого класса, инвестиций в автодорожную сеть, работающую с большей интенсивностью, а также поиск источников для дополнительного финансирования содержания автодорожной сети.
Далее Владимир Савчук отметил, что в результате снижения инвестиционных возможностей транспорта происходит рост тарифов. Эксперт привел результаты анализа доходных ставок ОАО «РЖД» и операторов собственных поездных формирования (СПФ) при перевозках грузов на условиях СПФ на примере перевозки нефтегрузов по направлению Кириши ‒ Маарду. По данным ИПЕМ, локомотивная составляющая СПФ в несколько раз выше аналогичной среднесетевой составляющей ОАО «РЖД»: 45 коп./т•км против 11,5 коп./т•км. «При этом обязанности по перекрестному субсидированию СПФ не несет, - указал Владимир Савчук. – СПФ нет необходимости перевозить уголь на экспорт с доходностью по локомотивной составляющей в 6 коп./т•км. В результате ежегодно железнодорожная система теряет значительные инвестиционные ресурсы, которые могли быть направлены на развитие инфраструктуры и закупку локомотивов».
В качестве разрешения данной ситуации Владимир Савчук предложил ряд регуляторных изменений, среди которых:
• создание новой тарифной системы, соответствующей изменившейся экономике железнодорожного транспорта;
• учет доходности и структуры перевозки грузов при выборе и оценки сроков окупаемости инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры;
• создание системы привлечения дополнительных грузопотоков высокодоходных клиентов, в том числе путем «увязки» дополнительных грузопотоков и инвестиционных проектов по расшивке «узких мест».
• изменение регулирования общесетевого перевозчика с целью расширения и упрощения привлечения высокодоходных грузов на железнодорожный транспорт.
С презентацией доклада можно ознакомиться по ссылке.
Белов Сергей
Руководитель отдела по связям с общественностью