18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
В современных реалиях риски при транспортировке грузов стали более непредсказуемы: санкции, закрытие границ, новые маршруты, многократные перегрузки товаров – все это ведет к росту вероятности повреждения товара. И единственный помощник как для транспортных компаний, так и грузовладельцев – это страховой полис!
О том почему страховаться важно всем, и как это делать с умом рассказали эксперты страховой и логистической отраслей.
Представитель страхового сообщества, заместитель генерального директора «Панди Транс» Александр Петренко отмечает, что самая лучшая ситуация для всех, когда застрахованы и перевозчик, и грузовладелец:
- Идеальный сценарий – когда каждый участник процесса грузоперевозки понимает и признаёт собственные риски и стремится ими управлять, в том числе с помощью страхования. Каждый в цепочке должен защищать свои имущественные интересы – именно поэтому грузовладельцам важно помнить и понимать, что полис страхования ответственности транспортной компании защищает именно ее интересы, а не интересы владельца груза. Именно поэтому транспортная компания должна страховать свою ответственность, а грузовладелец должен застраховать свой груз. Ещё лучше, когда грузовладелец делает это с помощью транспортной компании, которой он доверил груз. Во-первых, потому что транспортная компания хорошо понимает риски конкретной перевозки и изначально заинтересована в том, чтобы грузовладелец получил такое страховое покрытие, которое будет не формальным, а действительно сработает в случае наступления убытка. А во-вторых, потому что у транспортной компании, организующей доставку груза, на руках всегда находится практически готовый комплект документов для страхового возмещения.
При этом страховой эксперт напоминает, что из-за сохраняющегося на рынке непонимания участниками цепочки поставок сути того или иного страхового продукта и отсутствия конкретных договорённостей между участниками, на рынке по-прежнему встречаются случаи двойного, тройного и даже четверного страхования груза – т.е. когда один и тот же груз застрахован и экспедитором, и «суб»-экспедитором, и перевозчиком, и грузовладельцем. Такая ситуация в конечном итоге приносит грузовладельцу лишь проблемы с получением возмещения и бумажную волокиту. Надо понимать, что при наступлении страхового случая сумма ущерба не будет выплачена два, три или четыре раза, а будет пропорциональным образом разделена между всеми участвовавшими страховщиками, и грузовладелец будет вынужден собирать возмещение соответствующими долями с каждого из них. При этом объём страхового покрытия и требования по пакету документов у каждого страховщика тоже могут быть очень разные.
Транспортно-логистические компании также настаивают на том, что ответственность за транспортируемый груз должна быть общей.
Мария Яковкина, руководитель департамента сборных грузов транспортной компании «ТРАСКО» подчеркнула, что хоть компания и не снимает с себя ответственности за груз, его доставку и сохранность, но всегда рекомендует грузовладельцам страховать свои грузы.
- Бытует мнение, что если транспортная компания загрузила груз, то она несет за него полную ответственность с момента загрузки до момента доставки, и все риски лежат полностью на ней. То есть за все отвечает перевозчик, и если что-то случилось, то и виноват во всем перевозчик. Но мы должны говорить честно и откровенно. И мы своим клиентам объясняем, что мы живем в рамках правового поля, и не совсем справедливо во всех проблемах мира обвинять перевозчика. Момент перехода ответственности к перевозчику и её объём зависят от многих факторов – от маршрута перевозки, вида транспорта, весогабаритных характеристик груза, сопроводительных документов, условий договора перевозки и т.п. В конце концов, даже от того, что именно произошло с грузом в пути. Понимая все эти риски, мы наряду с транспортными услугами всем нашим клиентам предлагаем страховку груза, независимо от стоимости и маршрута. Многие клиенты считают, что это навязанная услуга, что это дополнительные расходы, что это дорого, долго и, скорее всего, бесполезно. Такое мнение в среде грузоотправителей до сих пор бытует. И к сожалению, наряду с обсуждением транспорта, маршрутов, сроков доставки – страховка всегда отходит на второй план. Но мы стараемся клиенту объяснять, давать информацию о страховых продуктах, проводим даже обучение для своих партнёров, чтобы донести важность этой составляющей перевозки, - отметила эксперт компании «ТРАСКО».
Оба специалиста также отметили и выгодные условия страхования, которые сегодня есть на рынке. За последние 15 лет ставки страхования на разовые перевозки снизились в среднем с 0,2-0,3% до 0,1% от стоимости груза, что делает этот продукт более чем доступным для грузовладельцев – например, за страхование груза стоимостью 10 миллионов рублей придется заплатить не более 10 тысяч рублей. А если у грузовладельца идут регулярные поставки, которые он готов страховать, то ставка может быть ещё ниже. Главное не путать сниженные за счёт регулярного страхования ставки со ставками, сниженными за счёт существенного урезания страхового покрытия (то есть исключения из полиса разного вида рисков в угоду цене) – такие, к сожалению, на рынке тоже не редкость, и многие грузовладельцы становятся жертвами такого очевидного демпинга, выгодного исключительно страховой компании, а не её клиенту.
Главный вывод, к которому в итоге пришли оба эксперта – в текущих условиях рынка потенциальные риски, которые невозможно заранее знать, рассчитать и заложить в экономику бизнеса, значительно выше, чем фиксированная и заранее известная стоимость полиса. А главная выгода из управления своими рисками каждым участником и покупки ими правильного страхования – спокойствие и долгосрочное, бесконфликтное сотрудничество всех участников перевозки.