Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
По мере ослабления рубля и увеличения лизинговых ставок стоимость складской техники в России в январе-октябре выросла на четверть год к году. Подорожание техники повлекло рост спроса на ее аренду и ремонт. В то же время повышение эффективности эксплуатации оборудования сдерживает рост расходов на ремонт и увеличение сроков поставки запчастей. Об этом сообщается в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с МОЛКОМ, Jungheinrich RUS, ИСТК и «Центром Технического Оборудования».
К четвертому кварталу цена средняя цена электрических тележек китайских производителей достигла 140 тыс. руб., штабелеров — 335 тыс. руб., погрузчиков — от 1,6 до 3,7 млн руб., ричтраков — 2,2-5,7 млн руб., в зависимости от категории, привела примеры директор направления интернет-коммерции Jungheinrich RUS Анастасия Демина.
Рост цен на складское оборудование связан с ослаблением курса рубля по отношению к иностранным валютам, считает Максим Чугунов, руководитель направления подъемно-транспортного оборудования ИСТК.
Еще одна причина: увеличение ставок лизинга — на 7 п.п. год к году, до 13,2-45,3%, в зависимости от банка, условий и категории техники.
Чтобы сократить расходы компаний на лизинговые платежи, некоторые финансовые организации предлагают скидочные условия для клиентов крупных дистрибьюторов, добавил Максим Чугунов.
Рост спроса на аренду и снижение затрат
Увеличение затрат привело к росту спроса на аренду складского оборудования — на 13-17% год к году за январь-октябрь, отметил директор по сервисному обслуживанию ПЭК Станислав Чекмарев.
По его словам, если ранее при росте объемов компании приобретали новую технику, теперь — все чаще арендуют ее. Вслед за ростом спроса сегмент пополняется новыми игроками, в числе которых и ПЭК. В этом году компания запустила соответствующий сервис для бизнеса по всей России: от Калининграда до Южно-Сахалинска. Теперь компании могут арендовать более 300 единиц транспортных средств, включая электрические и дизельные погрузчики, штабелеры, ричтраки и гидравлические тележки.
Кроме того, в условиях роста затрат бизнес стремится продлить срок эксплуатации техники. По данным ПЭК, за январь-октябрь спрос на восстановление складского оборудования увеличился на 30% год к году.
«Снежная королева», чтобы повысить эффективность и оптимизировать пробег техники, установила литий-ионные батареи на погрузчики, ричтраки и автоматические тележки. Компания также запустила мониторинг и контроль состояния оборудования в режиме реального времени, рассказал Алексей Ермаков, экс-директор департамента логистики федеральной розничной сети. Если состояние техники приближается к износу — ритейлер планирует предупредительный ремонт.
Рост стоимости ремонта и запчасти по цене техники
За январь-октябрь стоимость обслуживания складской техники в России увеличилась на 12% год к году. К четвертому кварталу цена выездных ремонтных работ достигла 2,4 тыс. руб. за нормо-час, сообщил технический директор «Центра технического обслуживания» (ЦТО) Юрий Шарыпов.
Рост стоимости ремонта эксперты рынка связывают с обострением дефицита механиков, слесарей, электриков и других работников техцентров. Средний уровень ФОТ этих сотрудников за январь-октябрь увеличился на 20% год к году. Больше всего, по словам Юрия Шарыпова, выросла зарплата сервисных инженеров — на 18-23% год к году.
Компании непрерывно подбирают и обучают новый персонал. Например, чтобы избежать снижения скорости работы из-за оттока сотрудников, «Центр технического обслуживания» стремится удержать штат на 10% превышающий необходимое количество персонала, отметил Юрий Шарыпов.
Дефицит сотрудников и увеличение сроков ремонта в некоторых техцентрах подталкивает бизнес к заключению комплексных контрактов, а также закреплению в них требований к скорости ремонта, подчеркнул Станислав Чекмарев. Одновременно с запуском аренды ПЭК запустил сервис ремонта складской техники. Компания открыла более 50 сервисных площадок по всей России, в том числе – 11 собственных комплексов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
Еще одна причина увеличения затрат на ремонт — рост средней стоимости запчастей для складской техники за январь—октябрь на 16% год к году. По данным ПЭК, больше всего увеличилась цена тяговых аккумуляторных батарей и блоков управления — на 20% год к году. Например, к четвертому кварталу этого года средняя стоимость блока управления и вовсе сравнялась с ценой нового погрузчика — 2 млн руб. ПЭК восстанавливает комплектующие на собственных сервисных площадках.
Кроме того, рост стоимости запчастей связан с увеличением логистических расходов. Из-за проблем с оплатой за январь-октябрь, сроки поставки комплектующих увеличились в два раза год к году — до 45 дней, рассказала Анастасия Демина. Для поддержания работоспособности парка сервисные центры Jungheinrich RUS используют «доноров» — арендную складскую технику, которая временно не задействована в работе. А также пользуются сверхсрочными способами доставки — например, авиасообщением, если это возможно с точки зрения безопасности.
Чтобы избежать нехватки и резкого роста стоимости комплектующих, компании снижают количество посредников в цепи поставок. Например, ПЭК заключил прямые контракты с российскими и зарубежными производителями запчастей для складской техники, отметил Станислав Чекмарев.
Дмитрий Лисицын, операционный директор МОЛКОМ, напомнил, что независимо от модели приобретения техники, компании находятся в одинаковых условиях: со временем оборудование изнашивается, а стоимость его восстановления — увеличивается.
Выбирая между покупкой, лизингом и арендой складских ТС, Дмитрий Лисицын рекомендует изучить комплекс параметров: от стоимости и сроков поставок до наличия запчастей, доступности и оперативности сервисного и гарантийного обслуживания. Эксперт отмечает, что данные критерии достаточно динамично меняются: на рынок активно выходят новые марки, которые, с одной стороны, создают конкуренцию текущим игрокам, с другой — требуют изучения статистики по отказам, стоимости ремонтов и срокам поставок.