18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
По оценке Всемирного банка, в 2014 году Россия занимает 90-е место из 160 по уровню развития логистической системы, соседствуя по показателям этого рейтинга со Шри-Ланкой и Уругваем. Другие страны с подобной обширной территорией располагаются в данном рейтинге на местах на порядок выше. США - 9, Канада -12, Австралия -16, Китай -28, Бразилия - 65.
Сейчас в свете непростой геополитической ситуации российская логистика переживает еще более тяжелые времена. Санкции мешают развитию логистических цепочек поставок по основным принятым в мировой логистике маршрутам. Искать новые транспортные пути и схемы осуществления перевозок – теперь, в большей степени, задача отечественных экспедиторов, а не иностранных. Агенты за рубежом заняли выжидательную позицию и не торопятся развивать долгосрочные контракты с Россией.
Замедление темпов роста экономики (1,4%), промышленного производства (0,1%), потребительского и инвестиционного спроса, а также неопределенность ситуации на мировых сырьевых рынках отрицательно сказались на динамике всего рынка транспортно-логистических услуг. Согласно данным МЭР РФ коммерческие перевозки и грузооборот транспорта снизились на 2% с 2008 по 2013 год. Рост транспортно-логистических услуг существенно замедлился – 3,7 % в 2013 году по сравнению с 19,9% в 2010.
Эти показатели сухих цифр в реальности ведут к банкротству компаний и росту безработицы в транспортной сфере. Уменьшение объема перевозок крайне негативно сказывается на бизнесе многих логистических компаний, связанных как с международными, так и внутрироссийскими перевозками, и сохраняется тенденция к еще большему падению рынка.
В такой ситуации наиболее уязвимыми остаются компании-посредники в транспортной отрасли – экспедиторы и таможенные брокеры. Крупным транснациональным корпорациям, имеющим финансовые резервы для поддержки своих терпящих бедствие региональных офисов, проще удержаться на плаву, работая какое то время по цене себестоимости, а то и в убыток, чтобы удержать клиентов, но что же делать малому и среднему бизнесу, которые не могут сохранять демпинговые цены?
Многие зарубежные компании во времена подобных отраслевых и экономических кризисов приходили к необходимости консолидировать свои мощности и ресурсы и, тем самым, создав конкуренцию транснациональным глобализаторам, удерживали рынок.
Сейчас ни один иностранный экспедитор не существует отдельно от глобального рынка, а, как правило, состоит в нескольких транспортных альянсах и ассоциациях, являющихся гарантом надежности и платежеспособности его членов.
В России – это тенденция пока только развивается.
Идея консолидации собственного бизнеса вместе с другими участниками рынка, имеющими дополнительные ресурсы и бонусы в таком партнерстве, функционирование в рамках единого бизнес–альянса, созданного для защиты интересов его членов, только сейчас набирает обороты в России.
Причиной такого неактивного участия в использовании стратегических альянсов с зарубежными партнерами может служить отсутствие четкого понимания того, что может дать сотрудничество, и какие дополнительные преимущества могут быть получены от таких партнерских отношений.
Примером начала такого сотрудничества является первый международный российский логистический альянс ACEX (Associated Cargo Experts), созданный на территории «рынка сбыта» - Россия и СНГ.
Задача участников данного объединения, средних и небольших экспедиторских и транспортных компаний, - консолидировать свои кадровые, финансовые, маркетинговые и операционные мощности, создав конкуренцию международным глобальным компаниям, и, тем самым, сохранить и расширить свое рыночное присутствие.
Финансовые гарантии и операционная поддержка для участников альянса являются важным аспектом создания успешной кооперации. Среди них:
Помимо этого, одним из важных, если не главным аспектом успешности на рынке международной логистики является вопрос доверия между контрагентами.
"На фоне экономического спада, подтверждение договоренностей и доверие к российскому альянсу у крупных иностранных логистических объединений, крепко стоящих на ногах уже больше 10 лет, - большой плюс и кредит доверия для российских экспедиторов в нынешних условиях", – комментирует председатель правления альянса ACEX Мирослав Золотарев.
Иностранные экспедиторы, имея большую долю рынка перевозок по внешнеторговому обороту с Россией и СНГ, напрямую заинтересованы в сохранении уровня экспортных поставок в страны постсоветского пространства, и, несмотря на все риски в период сложившейся экономической ситуации, ищут надежных партнеров на этом рынке.
Членам первого российского логистического альянса удалось достигнуть договоренности о сотрудничестве с крупнейшими международными ассоциациями в рамках ежегодных встреч участников. Партнерами альянса ACEX на данный момент выступают международные организации, имеющие в списке своих членов компании с мировыми именами.
Air Cargo Group – международный альянс независимых авиа интеграторов, имеющих «прямые» ставки от авиакомпаний и морских линий без посредничества. Иностранный альянс готов поручиться перед своими членами - крупными иностранными компаниями со всего мира за надежность и платежеспособность новых российских участников. Гарантией выступают как годы надежной совместной работы, так и "страховой взнос" - ежегодный сбор со всех участников финансовой гарантии от возможной неплатежеспособности кого-либо из членов. Такие договоренности были достигнуты на встрече альянса в октябре 2014 в Таллине, Эстония.
Worlg Freight Alliance – альянс, объединяющий на рынке международной логистики независимые и наиболее сильные в своих странах и регионах транспортные компании, составляющие конкуренцию международным сетевым компаниям-глобализаторам. 23 – 24 октября в Осаке, Япония, ACEX принял участие в конференции в 8й раз. Альянс представляет вданном международном союзе - Россию, Казахстан, страны Балтии и Украину. Теперь партнеры WFA альянса готовы полноправно принять и другие российские регионы.
Worldwide Cargo Marketing - сеть, соединяющая экспедиторские компании со специализированными отраслевыми альянсами. ACEX является основным партнером от России. На последней встрече 7 октября во Франкфурте-на-Майне, Германия подтверждены договоренности участия лучших иностранных компаний-партнеров в следующей конференции российского логистического альянса на территории России, которая планируется в Санкт-Петербурге в сентябре 2015 года.
«На встречах иностранные партнеры подтвердили готовность сотрудничать с российскими коллегами, а также выразили доверие российскому альянсу. В практическом выражении это значит, что если раньше при слове «Россия» зарубежные партнеры зачастую отказывались от бизнеса, то теперь, они будут готовы выступить гарантом надежности и платежеспособности экспедиторов, входящих в состав российского альянса», - комментирует Мирослав Золотарев, руководитель ACEX Альянса.
Альянсы могут выступить одним из первых шагов на пути к созданию в России качественного рынка логистических услуг, не уступающего по своим параметрам иностранным партнерам. А в период экономического спада для российских малых и средних независимых логистических компаний - это способ сохранить свою клиентскую базу, удержать низкую маржинальность и остаться востребованными на рынке транспортных услуг.