

Дорогие читатели! Рады представить вам одиннадцатый выпуск журнала в 2025 г. В номере много актуальных и полезных материалов, которые, надеемся, не останутся без внимания.
Научно-практический журнал «ЛОГИСТИКА» официально включен в «Белый список» Российского центра научной информации (РЦНИ). Это значит, что экспертное сообщество подтвердило качество научных публикаций и актуальность исследуемых нашим изданием вопросов.
Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации выпустил рекомендацию, согласно которой председателям диссертационных советов при приеме диссертаций к защите нужно проверять количество работ, опубликованных соискателями ученой степени – выпускниками аспирантуры. Рекомендация обусловлена требованиями Постановления Правительства РФ № 842 от 24.09.2013.
Стагнация связана с падением деловой активности, снижением спроса на грузоперевозки, а также увеличением доли складской вакансии . При этом спрос на аутсорсинг складской логистики стабилизируется: компании все чаще рассматривают его как инструмент перестройки логистических процессов. Особенно востребовано внедрение автоматизированных систем сортировки и управления складом. Такие выводы сделаны в обзоре M.A. Research и ПЭК, подготовленном совместно с МОЛКОМ и BG LOGISTIC.
Объем рынка контрактной логистики в России увеличится на 2,6%, до 652,6 млрд руб. в стоимостном выражении по итогам 2025 года, сообщила Людмила Симонова, управляющий партнер исследовательского агентства M.A.Research. Аналитики отмечают замедление темпов его прироста по сравнению с предыдущим годом, когда этот сегмент показал увеличение на 16% год к году, до 636,2 млрд руб.
M.A.Research определяет стоимостной объем рынка как валовую выручку провайдеров (3PL-операторов), включающую услуги грузоперевозок, экспедирования, складской и управленческой логистики.
По оценкам аналитиков, доля 3PL-провайдеров в сегменте транспортных услуг в 2025 году составила 6%, экспедиторов — 22%. Доля складских услуг в объеме рынка 3PL находится на уровне 13%, а удельный вес 3PL-провайдеров в предоставлении комплексных услуг (включая аренду) на качественных складских площадях — 20%.
Темпы роста выручки 3PL-операторов в складском сегменте снизились с 49,5% до 9,9% год к году, его стоимостной объем составил 84,6 млрд руб. по предварительным итогам 2025-го.
Директор ПЭК: 3PL Иван Масалов подтверждает данные аналитиков, отмечая: если в первом квартале спрос на 3PL-услуги увеличился на 15%, начиная со второго — прирост замедлился.
Изменение спроса связано с рекордным показателем ввода новых качественных складских площадей в 2025 году, который превысит прошлогодние в 1,7 раз и составит 7,8 млн кв м в реальном выражении, пояснил он со ссылкой на предварительные данные консалтинговой компании Nikoliers. В результате только в логических парках Москвы и Подмосковья доля свободных площадей увеличится на 4,8 п.п. год к году, до 5,5%, согласно прогнозам NF Group.
На этом фоне ставка аренды в складских объектах класса А к концу года может снизиться на 16% год к году, до 10,5 тыс. руб. за 1 кв. м triple net, по данным аналитиков IBC Real Estate.
Возобновилась и практика предоставления индивидуальных скидок крупным арендаторам — до 15% от начальной цены, добавила Людмила Симонова.
Снижение спроса на перевозки и прирост новых сегментов аутсорсинга
Кроме того, в этом году компании наблюдали существенное снижение объема грузоперевозок на фоне резкого роста ключевой ставки и падения деловой активности в России: в пиковый период февраля индикатор ATrucks достиг уровня минус 77, что говорит о значительном превышении предложения над спросом, подчеркнул Иван Масалов.
Он добавил: со второго полугодия 2025-ого ситуация стабилизируется. На рынке сохраняется баланс спроса и предложения: по состоянию на 14 декабря, индекс ATrucks равен плюс 4, что говорит о незначительном превышении количества грузов над транспортными мощностями, по сути близком к равным значениям. «Кроме того, к середине декабря тарифы уже восстановились до уровня 74,7 руб. за км без НДС, на 13,4% превысив ставки сентября и на 3% – показатели аналогичного периода прошлого года. Тем не менее, данный фактор существенно повлиял на охлаждение спроса на грузоперевозки», — отметил Иван Масалов со ссылкой на данные ПЭК
По его словам, несмотря на замедление спроса, малый и средний бизнес стабильно переходил на услуги складского аутсорсинга в 2025 году.
Компании все чаще рассматривают складской 3PL не как услугу хранения, а как инструмент реинжиниринга, перестройки логистических процессов. Особенно востребовано внедрение автоматизированных систем сортировки и управления складом, которое дает снижение операционных затрат на 15-25% уже в первый год, рассказал генеральный директор логистического оператора MOLCOM Максим Макеев. Вместе с тем, по его словам, растет спрос и на обработку товаров для маркетплейсов, управление возвратами и кросс-докинг.
Средний уровень тарифов на аутсорсинг складской логистики составляет 27-35 руб. за паллетоместо в сутки и в 2026 году значительно не изменится, прогнозирует Иван Макарчук, генеральный директор BG LOGISTIC.
Операторы все активнее оптимизируют тарифы благодаря увеличению доли свободных складских площадей, а также росту объемов скрытой вакансии, что особенно выгодно, когда для хранения и обработки требуются небольшие площади — 5-10 тыс. кв. м, пояснил он.
По данным участников обзора, средняя заполняемость складов 3PL-провайдеров составляет 80-95%.
Рост спроса на складские услуги и падение ключевой ставки
В следующем году рынок складских услуг в России вырастет на 14,6% в стоимостном выражении, до 491,8 млрд руб., прогнозирует Людмила Симонова. Объем рынка 3PL-услуг достигнет 687,5 млрд руб. (+ 5,3% год к году).
По оценкам опрошенных 3PL-провайдеров, прирост их бизнеса на горизонте пяти лет не превысит 33%, с учетом ежегодного увеличения показателей на 5-10%.
Максим Макеев пояснил, что высокая стоимость заемных средств заставляет бизнес пересматривать стратегию: вместо строительства собственных складов компании предпочитают гибкие контракты с 3PL, что минимизирует капитальные затраты и операционные расходы.
До тех пор, пока ключевая ставка сохраняется выше 15%, инвестиции в новые склады будут замедляться, а клиенты — все чаще заключать контракты с 3PL-операторами, убежден он.