Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
В рейтинг «Индекс производственных стран 2018», составленном компанией Cushman & Wakefield, вошло 42 страны, место в рейтинге определялось по таким параметрам, как стоимость производства, потенциальные риски (включая политические и экономические риски, рыночные условия, трудовые издержки) и созданные в стране условия для ведения бизнеса. Целью рейтинга является определение основных параметров, которые производственные компании должны учитывать при оценке той или иной страны для дальнейшего развития производства.
Верхние позиции рейтинга наиболее привлекательных для размещения производства стран традиционно занимают страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако, несмотря на то, что эта часть земного шара остается основной глобальной производственной площадкой, страны Центральной и Восточной Европы сохраняют свою привлекательность и остаются конкурентоспособными для всего мира, так как общие трудовые затраты в регионе сравнительно низкие, а инвестиции в инфраструктуру повышают их связь с остальной Европой.
Китай удостоился первого места в рейтинге благодаря его эффективным цепочкам поставок и инфраструктурным сетям, которые по-прежнему создают надежную платформу для экспорта. При этом Китай демонстрирует рост стоимости рабочей силы, и теряет конкурентное преимущество. Это не только усиливает привлекательность более «дешевых» стран, но и заставляет производителей задумываться о возможности перемещения предприятий обратно в Европу. Малайзия с прошлого года опустилась на третье место, так как из разряда малозатратных стран она перешла в группу с высокой стоимостью производства, однако страна по-прежнему остается чрезвычайно привлекательной и располагает самым большим количеством профессиональных рабочих в регионе.
Литва расположилась на втором местом по привлекательности для производителей, что, в свою очередь, связано с самой низкой стоимостью рабочей силы в Центральной и Восточной Европе (на 14 % ниже, чем в Польше, и на 30 % ниже, чем в Чехии). Другой фактор, обусловивший ее успех, связан с тем, что она считается второй страной в Центральной и Восточной Европе по показателю простоты ведения бизнеса.
Несмотря на то, что Россия сегодня находится в сложном положении, она поднялась с прошлого года с 23-го на 14-е место в мировом рейтинге. С одной стороны, с точки зрения затрат на производство после девальвации наша страна занимает в рейтинге 5 место и 1 место в Европе, сегодня в России дешевле всего разместить производство. Однако две другие группы факторов отбрасывают нашу страну назад: с точки зрения условий для ведения бизнеса мы занимаем 38 место, обгоняя лишь Индонезию, Вьетнам, Аргентину и Венесуэлу, а с точки зрения рисков мы находимся на 25 месте. Очевидно, что данная конфигурация факторов будет вызывать опасение у потенциальных инвесторов. Однако хорошая новость заключается в том, что у России сегодня начинает накапливаться потенциал национальной производственной конкурентоспособности за счет эффективной работы государственных институтов федеральных и региональных уровней, созданных для привлечения инвестиций, сопровождения и реализации инвестиционных проектов, развития инвестиционной инфраструктуры регионов, расширения пакета мер государственной поддержки.
«Мы наблюдаем инвестиционную активность производственных компаний в стране. Об этом говорят увеличение количества сделок по покупке и аренде земельных участков под размещение производств и выход иностранных производителей на российский рынок независимо либо путем создания совместных предприятий с российскими компаниями. Большинство сделок проходят на территории свободных экономических зон и индустриальных парков. Государство также развивает территории опережающего социально-экономического развития на базе моногородов с целью снижения зависимости последних от работы градообразующих предприятий. Данная инициатива будет успешной при условии скоординированной работы федеральных и региональных органов власти в части модернизации инфраструктуры, создания мер диверсификации экономики, улучшения городской среды и развития человеческого капитала», - комментирует Диана Мирзоян, партнер компании Cushman & Wakefield.
Фокус правительства с целью выхода на траекторию устойчивого роста направлен на бюджетную, кредитную политику, структурные реформы и создание благоприятного инвестиционного климата. Подход власти к бизнесу поменялся. Структуры власти оказывают сильную поддержку компаниям, которые готовы инвестировать деньги в производство, создание рабочих мест и востребованного продукта. Взамен они получают льготные условия софинансирования проектов, возможность частичного возмещения затрат на подведение инфраструктуры, прозрачные условия реализации проекта, налоговые льготы, упрощение административных процедур и, что особенно важно для многих компаний, статус российского производителя, а следовательно, и доступ к госконтрактам.
Критерии оценки рейтинга
Отчет составлен на основании 36 источников данных, которые позволили определить 3 ключевых параметра при выборе производственной площадки. Эти параметры – стоимость, риски и условия. Величина значимости параметров определена следующим образом: стоимость – 40%, риски – 20%, условия – 40%.