Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» представляется целесообразным организовать взаимодействие с Агентством стратегических инициатив (АСИ) по следующим направлениям.
1. Отстаивание позиций предпринимательского сообщества в ходе разработки профессиональных стандартов.
Суть проблемы.
Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г. № 597 и разработанным в рамках реализации данного указа Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204 перед Минтрудом России поставлена задача разработать не менее 400 профессиональных стандартов в 2013 году и не менее 400 профессиональных стандартов в 2014 году.
В связи с этим работа над профессиональными стандартами ведется в Минтруде РФ в авральном порядке, следствием чего зачастую является использование образовательных учреждений в качестве основных разработчиков профессиональных стандартов. Это противоречит установившейся международной практике и логике мероприятий по оценке уровня квалификации персонала. Более того, это противоречит Постановлению Правительства РФ «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» от 22 января 2013 г. № 23. Согласно п. 3 данного постановления «Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций …» (выделение наше).
В результате этого представляемые на утверждение экспертного совета по профессиональным стандартам, созданного в соответствии с постановлением Правительства РФ Минтрудом РФ, по своему содержанию оставляют желать лучшего и не отвечают интересам предпринимательского сообщества и современным потребностям рынка труда.
В состав экспертного совета по профессиональным стандартам в основном входят представители образовательных учреждений и профсоюзов, которые оценивают представляемые профстандарты исключительно в плане соблюдения интересов образовательных учреждений и защиты прав наемных работников. Предпринимательское сообщество в совете представлено слабо. Это затрудняет задачу по отстаиванию интересов предпринимательского сообщества.
Предлагаемые действия.
1. Предпринять совместные шаги по включение в состав экспертного совета по профессиональным стандартам представителей экспертного сообщества ТПП РФ, и прежде всего представителей Комитетов ТПП РФ и отраслевых союзов.
2. В целях повышения роли отраслевых союзов предпринимателей в работе над проектами профессиональных стандартов предпринять совместные шаги по внесению дополнения и изменения в «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
Дополнить пункт 12 абзацем следующего содержания: «Процедура рассмотрения проекта профессионального стандарта Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации начинается с обязательного согласования проекта профессионального стандарта с профильным отраслевым союзом предпринимателей. Отклоненный профильным отраслевым союзом предпринимателей проект профессионального стандарта возвращается разработчику».
Изменить начало пункта 13 и принять его в следующей редакции: «Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня утверждения проекта профессионального стандарта профильным отраслевым союзом предпринимателей размещает проект профессионального стандарта на своем официальном сайте… (далее по тексту)».
3. В целях подготовки качественных профессиональных стандартов отвечающих потребностям современного рынка труда, подготовить совместное обращение к руководству страны с предложением пересмотреть установленные сроки разработки профессиональных стандартов.
4. Предпринять совместные акции (конференции, семинары, круглые столы, обращения Комитетов ТПП РФ и т.п.) направленные на повышение роли объединений предпринимателей в разработке профессиональных стандартов и обеспечение более активного участия предпринимателей в этой работе.
2. Активизация участия профессиональных ассоциаций предпринимателей в реализации «дорожной карты»
Суть проблемы
В «дорожную карту» при ее разработке была заложена возможность внесения в нее дополнений и изменений по мере реализации намеченных мероприятий и появления новых задач, обусловленных логикой развития Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК). В то же, время рабочие группы, создававшиеся для разработки «дорожной карты», выполнили свою задачу и прекратили функционирование. В настоящее время возникла задача организации мониторинга хода реализации «дорожной карты» и внесения в нее своевременных дополнений и изменений. Состав этой группы должен отличаться от состава прежних рабочих групп. Главным отличием должно стать широкое представительство региональных организаций, что позволит получать реальную картину развития НСКК во всех регионах страны.
Предлагаемые действия
1. Предпринять совместные шаги по формированию рабочей группы по мониторингу реализации «дорожной карты» НСКК. Наряду с экспертами, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны в ходе разработки «дорожной карты», включить в формируемую группу экспертов, предложенных региональными ТПП. Имеющаяся возможность проводить заседания группы в режиме Интернет-конференций позволит обеспечить активное участие региональных экспертов в работе заседаний, не вынуждая их отрываться от основной работы в связи с убытием в командировки.
2. В целях повышения эффективности работы вышеупомянутой группы создать в ее рамках подгруппы по актуальным направлениям деятельности, связанным с развитием НСКК.
3. Проведение совместных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы, расширенные и совместные заседания Комитетов ТПП РФ и т.п.) и подготовка совместных документов (резолюции, открытые письма, обращения), нацеленных на пропаганду добровольной сертификации персонала и создание благоприятных условий для развития НСКК.
3. Разработка мер по предоставлению налоговых льгот предприятиям и организациям, инвестирующим в развитие материальной базы учреждений профессионального образования.
Суть проблемы
Серьезной проблемой рынка труда в настоящее время является нехватка работников, имеющих навыки работы на современном оборудовании. Причины этого в значительной мере заключаются в морально устаревшей материальной базе учреждений профессионального образовательных и в отсутствии у образовательных учреждений финансовых возможностей для приобретения современного оборудования.
Практика показывает, что имеется немало предприятий и организаций, готовых оказать содействие образовательным учреждениям в обновлении их материальной базы. Тем не менее, серьезные налоговые издержки, которые им неизбежно придется понести, совершив такой шаг, вынуждают предприятия и организации отказываться от оказания помощи учреждениям профессионального образования.
Предлагаемые действия
Предложить АСИ направить на согласование в ТПП РФ подготовленное финансово-экономического обоснование потребности дополнительных расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета, необходимых для решения данной проблемы.
4. Создание необходимых условий для совершенствования профессионального образования и переподготовки кадров.
Суть проблемы
Несмотря на имеющиеся исключения, серьезной проблемой системы профессионального образования является невозможность организации профессиональной практики и стажировок учащихся.
ТПП РФ и Комитетом ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию неоднократно вносились различные предложения, направленные на решение данной проблемы. Решение пока не найдено. Главным препятствием является нежелание предприятий и организаций нарушать отлаженный производственный процесс и отвлекать силы на работу с практикантами и стажерами.
Предлагаемые действия
Предпринять совместные шаги по разработке мер, стимулирующих предприятия и организации организовывать профессиональную практику и стажировку для учащихся системы профессионального образования и лиц, задействованных в системе переподготовки кадров.
Просим вас высказать свои замечания и предложения.
Борищенко Анатолий Анатольевич,
8(495) 620-0578
Департамент по развитию предпринимательства Торгово-промышленная палата Российской Федерации