Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Проект
Предложения по развитию отечественной экономики и повышению темпов экономического роста
Снижение темпов ВВП и производительности труда, старение производственного аппарата, отставание в области современных промышленных технологий, низкий уровень инновационной активности, падение курса отечественной валюты и другие негативные явления в экономике последних лет во многом связаны с состоянием внутреннего рынка, проблемами управления социально-экономическим развитием страны и требуют разработки и реализации комплекса мер по их преодолению. Речь идет как об эффективных решениях в сфере экономической политики, способных придать импульс модернизации экономики, так и о создании системы институтов, обеспечивающих распространение и закрепление в экономике позитивных изменений.
Промышленность служит системообразующим ядром российской экономики. Ее развитие могло бы стать ключевым фактором инновационного роста экономики, оздоровления и укрепления банковской сферы, средством решения проблем эффективной занятости населения, формирования спроса на выпускников системы профессионального образования, достижений научно-технологического прогресса.
В последние годы темпы роста объемов промышленного производства, в особенности, обрабатывающей промышленности, неуклонно снижаются, а качественные показатели ухудшаются. Причины связаны не только с конъюнктурой мирового рынка, но и с проблемами в организации промышленного производства и обращения в России. Для перелома негативных тенденций необходимы кардинальные меры по развитию промышленности России, повышению ее конкурентоспособности, эффективности, инновационности. По сути дела, необходима инновационная реиндустриализация страны. В этом случае в обозримом будущем отечественная промышленность может и должна стать локомотивом развития экономики, общества и государства, источником экономической мощи, сферой обеспечения занятости значительной части населения, катализатором роста интеллектуального и духовного потенциала страны.
Государство адекватно оценивает сложившуюся ситуацию и выявившиеся негативные тенденции, разрабатывает меры по их преодолению. В 2013 г. принята государственная программа Российской федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". В Послании Президента России Федеральному Собранию 2013 г. определен ряд мероприятий, способных привести к перелому этих тенденций. Среди этих мер: развитие системы технического регулирования, анализа и оценки технологического уровня отраслей национальной экономики, поддержки несырьевого экспорта. предусматриваются также налоговые каникулы для малых производственных предприятий, возврат в регионы дополнительных федеральных налогов, поступающих от предприятий, размещенных в технопарках и бизнес-инкубаторах на территории региона.
Серьезные ожидания, связанные с повышением прозрачности и эффективности затрат адресуются и бизнес-сообществу.
В свою очередь, бизнес-сообщество предлагает ряд мер, направленных на создание организационно-экономических механизмов и условий активизации экономического роста в стране.
I. Политика в области совершенствования организации и управления промышленностью
1.1. Скорейшее принятие законов «О государственном стратегическом планировании» и «О промышленной политике в Российской Федерации», призванных повысить эффективность координации и целенаправленности деятельности органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, учреждений, корпораций, организаций, субъектов предпринимательства в целях ускорения экономического роста. Предусмотреть в этих законах разработку и создание национальной системы регулярного перспективного планирования промышленной деятельности в России, формирования и реализации промышленной политики на всех уровнях управления при активном участии бизнес-сообщества.
1.2. Разработка и осуществление системы мероприятий органами государственной власти, муниципального управления и общественными организациями, направленных на качественное повышение престижности промышленной деятельности для субъектов экономики, моральное и материальное поощрение, укрепление авторитета и социальной защищенности работников промышленных предприятий. Через средства массовой информации, подконтрольные государству прямо или косвенно восстановить «индустриальное сознание» населения – восприятие деятельности в сфере массового промышленного производства как важнейшего для общества и престижного для гражданина вида реализации его способностей и возможностей.
1.3. Включение в сферу ответственности государства развитие внутреннего рынка промышленной продукции. Целесообразна переориентация отечественных потребителей промышленной продукции на внутренний рынок, а также программа импортозамещения в сфере промышленного производства. При формировании государственных и муниципальных заказов обеспечить приоритет отечественной промышленной продукции.
1.4. Пересмотр требований к иностранным инвесторам в сфере промышленного производства в части локализации новых промышленных производств, переход от точечного инвестирования в строительство и эксплуатацию конкретного завода к созданию промышленных комплексов полного цикла – от НИОКР и проектирования до маркетинга и сбыта. Предусмотреть в требованиях к иностранным инвесторам при строительстве в России промышленных производств адвалорную долю локализации не менее 50%.
1.5. Частичное субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для финансирования техперевооружения промышленных на предприятий.
1.6. Пересмотр отношения к госсектору промышленности. Повышение эффективности предприятий и организаций госсектора за счет внедрения наиболее передовых в данной отрасли технологий разработки, производства и реализации продукции. Превращение госсектора в образцовый сегмент народного хозяйства. Введение «знака качества» как для высококачественных товаров, так и для высокоэффективных товаропроизводителей.
1.7. Усиление государственного контроля за процессами подбора и расстановки кадров руководителей производства (главный конструктор, главный инженер, главный энергетик и т.п.) с учетом профессиональной подготовки и опыта работы.
II. Функционирование производственных предприятий
2.1. Обеспечить участие субъектов промышленной и предпринимательской деятельности в разработке важнейших нормативно-правовых актов на всех уровнях управления, касающихся условий промышленной деятельности.
2.2. Реформирование системы корпоративного управления и корпоративного менеджмента в целях повышения степени консолидации, целенаправленности и сбалансированности действий участников производства на предприятиях. Обеспечение равных прав и пропорциональной ответственности всех участников производства: собственников, менеджеров, специалистов, работников, в том числе - представление интересов всех групп участников в процессах принятия стратегических решений на предприятиях. В этих целях повысить ответственность собственников промышленных активов за текущее состояние, технологический уровень, перспективное развитие и экономические результаты их использования. Отказ от концепции ограниченной ответственности для собственников предприятий и организаций, являющихся субъектами промышленной деятельности, и переход от «плоской» шкалы ответственности (в рамках стоимости акций или иных долей активов промышленных предприятий) к нелинейной шкале с элементами дополнительной ответственности, где размер дополнительной ответственности возрастает в зависимости от концентрации собственности, сосредоточенной в руках данного юридического или физического лица. В случае неспособности собственников выполнить эти задачи предусмотреть механизмы продаж промышленных предприятий (активов) государству (национализация), трудовому коллективу (коллективизация) или иным потенциальным собственникам (реприватизация).
2.3. Совершенствование системы оплаты труда на промышленных предприятиях. Привязка оплаты топ-менеджеров компаний с государственным участием к оплате труда рядовых работников в целях сокращения неравенства доходов занятых в промышленном секторе. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума.
III. Взаимоотношения промышленности с другими секторами экономики и общества
3.1. Снижение тарифов и цен на энергоносители, топливно-энергетические ресурсы и услуги естественных монополий на 20-30% за счет снижения издержек и акцизов. Необходимость национализации (максимум) или централизации российской энергетики (минимум).
3.2. Частичное государственное субсидирование затрат промышленных предприятий на НИОКР, выполняемые научными организациями и вузами в интересах этих предприятий. Создание интеграционных механизмов долгосрочного взаимодействия субъектов промышленной деятельности с вузами. Расширение процесса создания базовых кафедр вузов на предприятиях промышленности. Восстановление и развитие института целевой аспирантуры и докторантуры.
Развитие внутрифирменного предпринимательства (интрапренерства) на промышленных предприятиях. Активизация творческой деятельности работников предприятий промышленности - рационализаторства, изобретательства и т.п. Демократизация управления предприятиями.
А.Бойко
Генеральный директор НКПак