В апреле 2025 г. на 88 году жизни скончался бывший сотрудник журнала «Тара и упаковка», ответственный редактор первого издания межотраслевого журнала «Логистика» (1997–2007 гг.) Генрих Сергеевич Шишкин. Именно у него во второй половине 90-х гг. родилась идея создания журнала «Логистика». При этом еще в конце 80-х гг.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию четвертый номер журнала «ЛОГИСТИКА». По традиции в апрельском выпуске мы подводим итоги TransRussia | SkladTech 2025. В этом году выставка собрала рекордное число экспонентов и свыше 30 000 посетителей.
С 18 по 20 марта 2025 г. в Москве на площадке МВЦ «Крокус Экспо» состоялась 29-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia | SkladTech 2025. Вне всякого сомнения, выставку этого года можно признать очень продуктивной. За 3 дня выставки стенд нашего журнала посетили много новых потенциальных читателей и партнеров.
Администрация морских портов Украины (АМПУ) в ходе первой международной конференции «Деньги и порты», которая состоялась 26 октября в Одессе, представила свои предложения к методике расчета ставок портовых сборов наряду с перечнем проблемных вопросов, требующих комплексного решения на уровне Мининфраструктуры.
«Данный документ (Методика — ред.) является структурным, который позволит преобразовать отрасль и найти четкие и позитивные рычаги для влияния на развитие экономики в целом», - об этом заявил заместитель главы АМПУ по экономике Николай Полторацкий.
Ключевыми составляющими, которые берутся во внимание при определении ставок портовых сборов является грузооборот, затраты на содержание в надлежащем состоянии портовой инфраструктуры и средства на ее развитие.
По словам Н.Полторацкого, увеличивающийся грузооборот, который способствует росту судооборота, является основным драйвером снижения ставок портовых сборов. Последние три года устойчивая тенденция прироста отмечается только в портах Большой Одессы (порт Одесса, Южный, Черноморск) и Николаева. Однако даже в «растущих» портах динамика увеличения грузооборота довольно волотильна. В тоже время есть убыточные порты с низкой грузовой базой, которые являются дотационными.
«Государственная политика в портовой отрасли состоит в сбалансированном развитии всех портов. Закон Украины «О морских портах Украины» предусматривает, что это должно происходить за счет портовых сборов, которые взымаются в данном конкретном порту. В то же время, не более 50% портовых сборов остаются для финансирования отрасли, остальные направляются в бюджет в виде налогов и дивидендов. Если мы возьмем порты Европы, то здесь существенная доля средств, вкладывается за счет фондов ЕС, есть субсидирование развития портов, а сами портовые сборы не облагаются налогом», - отметил замглавы АМПУ.
«Новая методика предполагает базовую и инвестиционную ставку. Такой подход инициирован АМПУ именно в виду существенной налоговой нагрузки на портовые сборы, т.к. только 25% с каждой полученной гривны может быть инвестировано в порты. Инвестиционная составляющая будет распространяться на генеральные планы развития, экологические проекты, проекты по обеспечению безопасности мореплавания, а также национальные проекты. Все, что связано с деятельностью субъектов хозяйствования, и необходимых средств в части их целевого развития, необходимо осуществлять за счет компенсации инвестиций. Рассчитываем, что такой подход поддержит бизнес», - добавил Полторацкий.
Новая методика портовых сборов предполагает дифференциацию ставок и функциональный подход. Ставка корабельного сбора, формирующего более 50% суммы дисбурсментского счета, будет разниться по видам судов. Поскольку основную долю в грузообороте составляют навалочные грузы, за базовый тип судна будет принят балкер, для остальных видов судов будет предусматриваться соответствующий коэффициент с учетом их конструктивных особенностей.
Функциональный подход предусматривает, что за счет портовых сборов будут покрываться кроме прямых расходов, таких как дноуглубление, содержание и ремонт гидротехнических сооружений и плавстредств, участвующих в содержании акваторий, затраты непрямого характера, которые на текущий момент не могут быть компенсированы другими видами деятельности Администрации. Методика предусматривает определенный KPI для снижения данных расходов в будущем.
Если говорить о структурных изменениях методики портовых сборов, то предполагается что корабельный сбор консолидирует все части акватории. В результате будут упразднены якорный, канальный сбор. Последний будет взиматься только при прохождении по государственным каналам — Бугско-Днепровско-Лиманскому, Херсонскому морскому каналу, Дунай - Черное море на баровой части устья Новостамбульское (Быстрое), Керч-Еникальскому каналу. За счет средств от канального сбора предполагается также содержание внутренних водных путей. Ставки причального и санитарного сборов будут предусмотрены по единому принципу для каждого порта отдельно.