18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
19 июня 2012 года на Международной конференции «Развитие железнодорожной инфраструктуры для перевозки грузов добывающей и перерабатывающей промышленности: финансово-правовые аспекты» руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом на тему: «Роль государства в обеспечении достаточного финансирования содержания и развития инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта общего пользования».
В начале своего доклада Владимир Савчук отметил актуальность развития инфраструктуры для экономики России и обозначил основные тезисы своего выступления:
• Недостаточное финансирование инфраструктуры уже напрямую сказывается на экономике в виде дефицита пропускной способности железнодорожного транспорта.
• Данная проблема является ярким примером того, как стремление сэкономить средства федерального бюджета на инфраструктуре выливается в большие потери из-за ее недоразвития для экономики.
• В вопросах развития инфраструктуры крайне важно участие государства как регулятора и законодателя, которое в настоящее время не чувствуется, хотя конкретные решения необходимо было начинать принимать уже давно.
Владимир Савчук напомнил собравшимся, что в рамках управления экономикой государство принимает долгосрочные стратегии развития, в частности, в угольной отрасли. По словам докладчика, основная цель Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года – реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. Как отметил эксперт, Стратегия принята, но угольщики до сих пор не могут оценить возможности по вывозу своих грузов.
Ежегодно порядка 40 млрд руб. недоинвестируется в железнодорожную отрасль. Как отметил Савчук, реформирование в отрасли началось на неподготовленной почве. В то же время, по словам докладчика, если обратиться к зарубежному опыту реформирования отрасли, то в других странах государство всегда проводило работы по подготовке отрасли к преобразованиям. И бремя задолженности в отрасли традиционно берет на себя государство, однако после реформы МПС за все долги 90-х годов пришлось расплачиваться ОАО «РЖД». В результате инвестиционные средства практически уходили в федеральный бюджет, не возвращаясь при этом обратно в отрасль.
Владимир Савчук отметил ряд препятствий решению проблемы недофинансирования железнодорожной отрасли. По его словам, введение высокого размера индексации тарифа может привести к увеличению совокупной транспортной нагрузки на грузоотправителя и потере конкурентоспособности его продукции на внутренних и мировых рынках. В то же время сокращение собственных издержек ОАО «РЖД» не сможет обеспечить объем средств, достаточный для покрытия инвестиционных потребностей. Препятствием также является то, что средства, направляемые владельцу инфраструктуры государством, выделяются не системно, а по проектному принципу. По словам Владимира Савчука, при выделении субсидий и дотаций отсутствуют взаимные обязательства между владельцем инфраструктуры и государством. Немаловажным является тот факт, что привлечение средств независимых инвесторов приводит к увеличению объема общей стоимости обслуживания долга, снижению кредитных рейтингов инфраструктурной компании или к полной или частичной потере контроля над частью железнодорожных активов. Эксперт также акцентировал внимание аудитории на несовершенстве нормативно-правовой базы (в частности, Бюджетного кодекса), которая вынуждает применять «экзотические» схемы реализации инфраструктурных проектов, основанные на принципах государственно-частного партнерства.
В продолжение выступления Владимир Савчук указал важность создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования. По мнению докладчика, достижению этой цели будет способствовать принятие следующих решений:
• Установление тарифов на перевозку грузов на экономически обоснованном уровне или близком к нему.
• Привлечение государства к финансированию содержания и развития инфраструктурного комплекса и установление взаимной ответственности государства и владельца железнодорожной инфраструктуры (регуляторный контракт).
• Внесение изменений в нормативно-правовую базу, в частности, удаление оговорки о «не допущении инвестирования бюджетных средств в объекты капитального строительства, которые не могут быть отнесены к бюджетной собственности» и реализация положения «Соглашения о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, необходимой для реализации проектов территориального и промышленного развития».
Завершая свой доклад, Владимир Савчук заявил, что ликвидация накопленного недофинансирования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования выгодна в первую очередь государству, так как именно для него являются наиболее выгодными прямые и косвенные мультипликативные эффекты, возникающие при вложении средств в инфраструктуру. Государство, по мнению докладчика, должно понимать, что именно оно располагает инструментами увеличения объема средств, инвестируемых в инфраструктуру железнодорожного транспорта из различных источников, и способно обеспечить создание инвестиционного портфеля, сбалансированного по источникам.
Сергей Белов
Руководитель отдела по связям с общественностью ИПЕМ