Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию первый номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2025 г. Прежде всего хотим обратить внимание читателей на нашего нового партнера R1 Development – девелоперскую компанию, которая создает среду нового поколения и специализируется на строительстве индустриально-логистической, коммерческой и жилой недвижимости. Один из проектов R1 Development – сеть индустриальных парков «Дружба».
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию заключительный номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2024 г. Мы постарались сделать его насыщенным и интересным.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
По итогам 2024 года количество вакансий в логистике по сравнению с 2023 годом увеличилось почти на треть (28%), резюме растут не так быстро (прирост на 22%). Скорее всего специалистов расхватывают еще до их выхода на рынок. Что интересно — зарплатные ожидания растут медленнее, чем предлагаемое вознаграждение. Так, в категории «транспорт и логистика» средний прирост по ожидаемым зарплатам составил 14% (с 70 до 80 тыс. рублей). При этом предлагаемые зарплаты выросли на 21 % — с 92,8 тыс. до 112 тыс. рублей.
Таковы данные исследования платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и крупнейших компаний логистического сектора России: «Деловые Линии», «Скиф-Карго» и NC Logistic.
Сегодня кадровый рынок в логистике принадлежит кандидатам, а хороших специалистов разбирают практически сразу. В 2023 году на hh.ru было размещено почти 1,4 млн вакансий в работников в сфере транспорта и логистики. В 2024 году их количество составило уже 1,7 млн предложений. Что касается активных резюме, то их количество увеличивалось с 501 тысячи до 614 тысяч ежемесячно в течение 2024 года. Отдельно стоит отметить, как за год выросли предлагаемые зарплаты, и ожидания к ним.
Так, самый маленький разрыв продемонстрировали кладовщики, механики и менеджеры по логистике. Кладовщикам предлагали 70 600 рублей (17% прирост год к году — 61 тыс. рублей в январе 2024), а они запрашивали в среднем 70 000 рублей. Механикам предлагали 99 200 рублей (22% прирост год к году). Их запросы варьировались в районе 100 тыс. рублей. Логистам предлагали 86 900 рублей (15% прирост), а они запрашивали в среднем 89 800 рублей.
Диспетчерам в январе 2025 года предлагали в среднем на 16% больше, чем годом ранее, а именно 57 900 рублей (50 тыс. рублей в 2024 году). При этом, соискатели хотели получать за эту работу в среднем 70 тыс. рублей. Грузчикам предлагали 58 200 рублей, что на 16% больше, чем годом ранее. Сами грузчики хотели зарплату чуть выше — в среднем 60 500 рублей. Потенциальные начальники складов оценили себя в 100 тыс. рублей, хотя им предлагали порядка 90 400 рублей (годом ранее — 79 400 рублей). Автослесарям и механикам предлагали в среднем 108 300 рублей (16% прирост год к году) при средних запросах в 100 тыс. рублей.
Кто себя точно не дооценил в начале 2025 года, так это водители и курьеры. Водителям предлагали в среднем 137 тыс. рублей (28% прирост год к году), хотя они скромно запрашивали порядка 92-93 тыс. рублей. Курьерам также предлагали большую зарплату — 145 700 рублей в месяц (30% прирост по сравнению с январем 2024), хотя они готовы были работать и за 60 тыс. рублей.
Ищут пожарные, ищет милиция, ищут давно, но не могут найти…
В борьбе за квалифицированный персонал логистические компании предоставляют дополнительные бонусы, среди которых — ДМС, питание, корпоративная форма, гибкий график, трансфер до места работы, дополнительные выплаты в виде премий за приверженность компании, по итогам года или к отпуску, гарантия карьерного роста. В целом для мотивации синих воротничков и офисных сотрудников теперь используются одни и те же методы.
Ирина Пак, HR-директор 3PL-оператора NC Logistic, рассказала, что в 2024 году компания предлагала кладовщикам зарплату от 95 тыс. рублей. При этом на такую сумму зачастую рассчитывали и начинающие специалисты, которые объясняли свои финансовые ожидания ростом цен на многие товары.
Ева Климентенко, руководитель отдел персонала федеральной транспортной компании «Скиф-Карго», отметила, что компания старается идти в ногу с рынком и предлагать кандидатам заработную плату не ниже рыночной. и давать и возможность заработать выше рыночной зарплаты, сколько принято на данный момент. Так, кладовщики чаще всего в 2024 году запрашивали порядка 80 тыс. рублей и получали оффер. Водители погрузчиков оценивали себя дороже — в размере 100-120 тыс. рублей и также получали оффер. То же самое можно сказать про водителей В (100-120 тыс. рублей), категории Е (200-220 тыс. рублей).
«Что точно удивило — возросший ценник на сотрудников финансового блока инхаус (аналитики, менеджеры, контролеры, бухгалтеры), которые подорожали в прошлом году на 30-50%. Стоимость HR также выросла — примерно на 30%», — добавила Ева Климентенко.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», добавил, что в логистической отрасли наиболее остро ощущается дефицит работников склада и водителей. Так, в 2024 году потребность в складских работниках выросла на 67,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что касается водителей категорий В, С, Е, в прошлом году их востребованность была на 86,2% выше, чем в 2023 году. Однако в первый месяц 2025 года количество вакансий работников склада уменьшилось на 9,7%, а водителей – на 33%.
«Если говорить о причинах дефицита, то востребованность водителей вызвана несколькими трудностями. Во-первых – демографическая ситуация. По нашим данным, большая часть кандидатов на должность водителя категории «Е» – старше 45 лет. Во-вторых, влияет специфика профессии. Это тяжелый труд, длительные командировки, большая ответственность за груз и машину, а также опасности на дороге. Что касается складских работников, здесь немаловажную роль играют монотонность деятельности и стремительное развитие онлайн-торговли», — пояснил Дмитрий Хрущалев.
Как удержать сотрудников в 2025 году?
«Если на первых порах что-то не устроит или работа покажется слишком сложной, сотрудник будет искать другие варианты среди аналогичных вакансий, которых на рынке немало. Для того чтобы избежать такого развития событий, в компании внедряется программа наставничества. Без помощи опытного коллеги новичку действительно может быть непросто сразу разобраться во всех особенностях производственного склада, поэтому мы прикрепляем кураторов, которые помогают безболезненно пройти период адаптации», — рассказала Ирина Пак.
Поиск кандидатов на складские вакансии включает в NC Logistic и работу со студентами. Компания сотрудничает с колледжами, помогает составлять учебные программы, проводит лекции и семинары, организует практику для студентов, среди которых могут быть потенциальные сотрудники.
Ева Климентенко рассказала, что в 2023-2024 годах в компании кратно увеличили зарплату водителям, существенно обновили автопарк запустили программу «Приведи друга», обучали водителей для повышения категории за счет компании.
«Повышение уровня зарплаты было продиктовано рынком. Новые автомобили — весомый аргумент для водителей, которые воспринимают их как свой второй дом. Программа, когда по рекомендациям к нам приходили друзья и знакомые наших водителей — одно из лучших решений. Если сотрудникам действительно нравится у нас работать, то это лучшая реклама компании. В этом году делаем для водителей сотрудников ремонт в комнате отдыха, раздевалках, чтобы им было максимально комфортно», — сказала Ева Климентенко.
Начали активную работу в направлении адаптации и наставничества для новых сотрудников , особенно на складских позициях и линейных офисных. сотрудников для большей включенности в деятельность новичка в компании и быстрого старта самостоятельной работы.
Для удержания сотрудников важен комплексный подход, одинаково значимы физические условия труда и «моральные». Подобная программа внедрена и в ГК «Деловые Линии». Благодаря ей было принято порядка 25% сотрудников. Кроме этого, в 2024 году в компании активно развивали уже имеющиеся источники привлечения персонала и тестировали новые: вели карьерные сообщества в соцсетях, запускали офлайн и онлайн-рекламу, автоматизировали процессы подбора кадров. К примеру, внедрили чат-боты, которые выбирают резюме, дают ответы на типовые вопросы и приглашают кандидатов на интервью. Они работают 24/7 независимо от часового пояса. В прошлом году подобными инструментами подбора воспользовались более 40% кандидатов.
«Также в компании разработана система обучения и наставничества, есть онлайн и офлайн-курсы повышения квалификации. Например, водитель может стать бригадиром смены, а затем и руководителем автоколонны или перейти на должность механика, а также тренера по экономичному вождению», — добавил Дмитрий Хрущалев.
Что логистам делать дальше?
Среди трендов на 2025 год Ева Климентенко назвала дальнейшее уменьшение количества водителей и складского персонала на рынке. Перед работодателями сейчас стоят непростые задачи максимальной автоматизации процессов, обеспечению, операционной устойчивости, основанной не только на человеческих ресурсах.
Ирина Пак уверена, что современные технологии и ИИ будет все сильнее снижать негативный эффект кадрового голода. IT-инструменты уже помогли автоматизировать учет товара, поступающего на склад, и упростить обмен информацией между логистическим оператором и клиентом. Раньше кладовщикам приходилось вручную вносить данные, поэтому требовалось больше людей для обработки товара. Технологии также сократили трудозатраты на выполнение стандартных складских операций, за счет чего работодателям удалось оптимизировать штат и снизить потребность в новых сотрудниках. Искусственный интеллект может усовершенствовать обработку данных. Например, он легко проанализирует сезонный спрос на товар, составит график погрузок и отгрузок и в нужный момент пришлет напоминание о запланированных операциях всем участникам логистической цепочки.