Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Ключевые события и тенденции месяца:
На железных дорогах России снизился пассажиропоток (-5%), вынудивший РЖД сокращать затраты (-81 млрд. руб.) и вводить программы скидок с целью стимулирования спроса на свои услуги;
Следующим возможным шагом реформирования транспортной системы может явиться отмена государственных субсидий ж/д транспорта. Основной целью инициативы является повышение эффективности расходов бюджета;
Частная тяга в России находится под большим вопросом. В.И. Якунин заявил, что приватизация тяги может привести к хаосу в железнодорожном сообщении.
Российские железные дороги
Ространснадзор
В соответствии с Предписанием Ространснадзора «РЖД» должны приостановить эксплуатацию 23-24 тыс. грузовых вагонов (2% общего парка), технические заключения на продление срока службы которых в 2012 г. выдавались с нарушением установленных нормативов. Все
остановленные вагоны пройдут повторное обследование с получением последующего заключения о возможности дальнейшей эксплуатации или назначении необходимого вида ремонта. О выполнении Предписания «РЖД» должна отчитаться до начала октября 2013 г.
Рынок долгового капитала
ОАО "РЖД - Развитие вокзалов" утвердило решение о размещении 1-го выпуска классических облигаций объемом 250 млн. руб.
Размещение 3-летнего выпуска планируется по открытой подписке. Номинал одной ценной бумаги - 1 тыс. руб. По займу предусмотрена выплата 12 квартальных купонов. ОАО "РЖД-Развитие вокзалов" учреждено в 2009 г. и входит в группу компаний "РЖД".
Приоритетными направлениями деятельности компании являются управление недвижимостью на инфраструктуре вокзальных комплексов, создание SPV совместно с сетевыми партнёрами и реализация инвестиционных проектов на инфраструктуре «РЖД».
ФГК
В третьем квартале 2013 г. ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК) выплатит своему акционеру «РЖД», который владеет 100%-1
акция, дивиденды за 2012 г. на общую сумму 9 млрд. руб. (против 5,2 млрд. руб. годом ранее). Чистая прибыль ФГК в 2012 г. по РСБУ выросла на 60% по сравнению с предыдущим годом и составила 23,7 млрд. руб.Ласточки
«РЖД» назначили первые рейсы скоростных электропоездов «Ласточка» по маршруту Москва - Санкт-Петербург - Москва на
сентябрь 2013 г. Продажа билетов на «Ласточки» уже открыта, для взрослых поездка в один конец будет стоить 1250 руб., а для детей - 440 руб.
Ценообразование
Итогом введения с конца мая 2013 г. новой системы ценообразования на российских железных дорогах стало резкое падение пассажиропотока. За июнь-июль уменьшение числа пассажиров поездов дальнего следования по сравнению с прошлым годом превысило 5%. В июне падение составило 4,8% (до 10,7 млн. чел.), в июле 6,1% (до 13,1 млн. чел.). Еще сильнее упал пассажирооборот (произведение количества человек на дальность поездки), свидетельствующий о том, что текущие пассажиры стали ездить на меньшие расстояния.
Затраты
Компании удалось сократить собственные расходы на 81 млрд. руб. с одновременным сохранением плана реализации инвестиционной программы, предусматривающей обновление парка ТПС до 770 машин в год. Часть сокращенных расходов явились отложенными на следующий период расходами в связи с нехваткой ресурсов.
Тарифы и расходы
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предлагает законодательно обязать «РЖД» ежегодно сокращать расходы на 2%. ФСТ включила это требование в проект постановления о долгосрочном госрегулировании тарифов монополии. Предлагаемая методика регулирования тарифов «РЖД» учитывает ежегодное сокращение расходов общества на 2%. При этом, в индексации тарифа не учитываются необоснованные расходы из-за нерационального использования ресурсов. Однако в ней учитываются дополнительные расходы, вызванные ростом цен на потребляемые монополией топливо и электроэнергию. Ранее с данной инициативой выступало Минэкономразвития, впоследствии отказавшееся от нее.
Инвестиции
В 2013 г. объем инвестиционного бюджета «РЖД» составит 411,4 млрд. руб., в 2014 - 360 млрд. руб., в 2015 - 346,1 млрд. руб. В период 2013-2015 гг. основной приоритет отдан финансированию проектов, связанным с обеспечением безопасности перевозок и обновлением железнодорожной инфраструктуры и ТПС. Так, за три года «РЖД» реконструирует порядка 11 тыс. км пути, около 1 тыс. км контактной сети, 1,6 тыс. км устройств автоблокировки и будет закупать ежегодно 770 локомотивов.
Частная тяга неприемлема
Президент «РЖД» Владимир Якунин заявил, что приватизация локомотивной тяги может привести к хаосу в железнодорожном сообщении, поскольку частные владельцы не должны нарушать принципы безопасности и единства управления. В компании считают, что приватизация тяги является неприемлемым вариантом, т.к. зачастую данный вопрос поднимают предприниматели, которых интересуют только короткие и весьма эффективные с точки зрения зарабатывания денег участки, где они хотели бы осуществлять работу, но при этом отдаленные и невыгодные участки не вызывают у них интереса.
Скидки
«РЖД» объявило о существенных скидках на билеты в Ниццу, Берлин, Вену и Париж. Однако приобрести билеты со скидкой от 25 до 40% смогут лишь оптовые покупатели. Акция распространяется на группы от 20 человек. Основная причина запуска программы - стремление «РЖД» компенсировать убытки, которые повлекло за собой снижение государственных субсидий на железнодорожные перевозки, спровоцировавшее увеличение цен монополии на 20%.
Увеличение цен, в свою очередь, привело к сокращению пассажиропотока на поездах дальнего следования.
SPO
«РЖД» разместили дополнительный выпуск акций в рамках получения государственных субсидий на сумму 31,7 млрд. руб. на проекты в Московском регионе и участок Междуреченск – Тайшет. В частности, 15,5 млрд. руб. пойдут на развитие транспортного комплекса Московского региона, а 16,2 млрд. руб. - на железнодорожную инфраструктуру на участке Междуреченск – Тайшет. Акции номиналом в 1 тыс. руб. были размещены в пользу государства и оплачены денежными средствами.
Продажа активов
Имущественный комплекс «Московского завода по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича» (филиал «РЖД») был продан ГУП «Московский метрополитен» для размещения электродепо «Нижегородское» Третьего пересадочного контура (ТПК). ТПК метро – строящаяся линия метро, открытие первого участка которой планируется в 2015 г. Предполагается, что ТПК объединит существующие радиальные и перспективные хордовые ветки на расстоянии до 10 км и ближе от действующей Кольцевой линии. В новое кольцо общей протяженностью около 53 км войдут 23 станции, а работы по строительству будут закончены в 2017-2020 гг. Ранее «РЖД» планировали продать завод на аукционе с начальной ценой в 2 млрд. руб., но торги были отменены.
Грузовые операторы
Fesco
Fesco отправила 1000-й контейнерный поезд интермодального сервиса Fesco Moscow Shuttle (FMS) по доставке грузов. За все время существования сервиса FMS (с лета 2009 г.) грузооборот контейнерных поездов группы Fesco составил 142.746 тыс. TEU (1 TEU соответствует объему стандартного интермодального ISO-контейнера с габаритами 6,1x2,44x2,59 м). Еженедельное количество контейнерных поездов на маршруте за это время увеличилось в 10 (с 1 поезда до 10).
Globaltrans
Globaltrans 3 сентября 2013 г. объявит финансовые результаты за 2кв. 2013 года. Чистая прибыль Globaltrans по итогам 2012 г. по МСФОснизилась на 2% (от уровня 2011 г.) до $311.6 млн., а выручка выросла на 22% до $2,1 млрд.
Sberbank Investment Research понизил прогнозную стоимость глобальных депозитарных расписок (GDR) Globaltrans с $24,0 до $20,5 за штуку, оставив рекомендацию «покупать». Цена закрытия бумаги по состоянию на 28 августа составила $13,3.
Трансойл
В августе 2013 г. «Трансойл» остался вторым грузовым оператором России по величине парка подвижного состава, успешно конкурируя с «Федеральной Грузовой компанией» (ФГК). По выручке 2012 г. первое место удерживает «Первая Грузовая компания» с выручкой 120 млрд. руб. по итогам 2012 г., второе - «Трансойл» (69 млрд. руб.), а третье – «ФГК» (67 млрд. руб.).
Трансконтейнер
Группа «Сумма» ищет покупателя на блокпакет акций «Трансконтейнера». Исходя из цены последних сделок на ММВБ-РТС блокпакет грузового оператора оценивается в 10 млрд. руб. Долю «Суммы» может выкупить «РЖД». Однако возможность покупки пакета акций с монополией еще не обсуждалась. На сегодняшний день «РЖД» принадлежит 50%+1 акция компании «Трансконтейнера».
В случае совершения сделки между группой и «РЖД» доля последней в «Трансконтейнере» превысит 74%.
Другие новости
Уралвагонзавод и Заречная
ООО "УВЗ-Логистик" (50% компании принадлежит "Уралвагонзаводу") заключило предварительный договор о покупке угольной компании "Заречная" в Кузбассе (вместе с компанией также приобретаются машиностроительные заводы в России и Германии и порт в Латвии).
Покупка крупного грузоотправителя позволит "УВЗ-Логистик" увеличить парк вагонов, тем самым обеспечив «УВЗ» дополнительный заказ на уровне 10 тыс. вагонов в год, а «Заречной» - оптимизировать растущие затраты на перевозку угля. Завершить сделку планируется за полтора месяца.
Объединенная вагонная компания
Компания приобрела интеллектуальные права на тележку Motion Control для грузовых вагонов, разработанную Amsted Rail. Теперь «ОВК» сможет выдавать лицензию на эту тележку другим производителям вагонов в России и СНГ. «ОВК» и Amsted Rail также договорились о создании СП по выпуску "инновационных компонентов" для грузовых вагонов. Контрольный пакет в нем получит «ОВК», а производство будет запущено до конца 2014 г. в Тихвине («ТВЗ»).
Brunswick Rail
Лизинговая компания Brunswick Rail (оперативный лизинг грузовых вагонов) объявила о своих планах провести IPO в ближайшие 1,5-2 года. В качестве площадок размещения ценных бумаг компания рассматривает фондовые биржи Лондона и Нью-Йорка.
ООО "Покровка Финанс"