Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 14.06.2012 №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика..."
Комментарий Владимира Добровольского, директора по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании.
Перевозка населения является одним из самых доходных бизнесов. Но многие компании, в погоне за прибылью, забывают о безопасности пассажиров, что приводит к катастрофическим последствиям: люди гибнут, получают увечья и т.п. При возникновении подобных ситуаций порой сложно определить ответственного, а ущербы, причиненные жизни и здоровью пассажиров, приходится возмещать в основном государству. Но с 1 января 2013 года ситуация изменится.
С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 14.06.2012 №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», согласно которому все компании, осуществляющие перевозку населения, обязаны заключить договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОПП). Обязательное страхование ответственности перевозчиков не распространяется на юридических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров метрополитеном, и на владельцев легковых такси. В данных случаях организации, осуществляющие перевозку метрополитеном, будут оплачивать ущерб жизни, здоровью и имуществу пассажиров из собственных средств в таком же размере, что и при страховании ответственности других перевозчиков, а вред, причиненный владельцами легковых такси, будет возмещаться в соответствии с договором ОСАГО.
Страхование ответственности перевозчика является мировой практикой и действует не только в европейских странах, но и в Казахстане, Беларуси, Молдове. Практика этих стран показывает, что подобный вид страхования, во-первых, обеспечивает оперативную компенсацию ущерба пострадавшему, во-вторых, регулирует финансовую состоятельность перевозчиков.
Введение ОСГОППв России направлено, прежде всего, на повышение безопасности при осуществлении перевозок населения и на гарантирование возмещения ущерба пострадавшим.
В каких случаях будет выплачиваться страховка?
Полис ОСГОПП гарантирует компенсацию пассажирам за причиненный вред жизни, здоровью или имуществу, а так же при наступлении страхового случая вследствие:
- умысла перевозчика;
- управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
- нарушения перевозчиком режима труда и отдыха лица, управлявшего транспортным средством перевозчика;
- управления транспортным средством при наличии неисправностей.
Стоит отметить, что страховая защита, предусмотренная ОСГОПП, не распространяется, если причинение вреда жизни, здоровью, или имуществу граждан произошло вне салона/вагона транспорта перевозчика.
Размеры компенсаций и ее расчет
В случае причинения вреда жизни потерпевшего страховая выплата будет равна страховой сумме – 2,025 млн. руб. В случае причинения вреда здоровью производится единовременная выплата, размер которой определяется в зависимости от характера и степени тяжести поврежденного здоровья по нормативам. В случае причинения вреда имуществу возмещение будет равно 600 руб. за один кг веса багажа и 11 тыс. руб. за иное имущество (но не более 23 тыс. руб. на каждого потерпевшего).
Расчет рисковой надбавки производился по всем трем рискам гражданской ответственности и по всем группам транспорта. Тарифные ставки указываются в расчете на одного пассажира на одну поездку и отдельно в отношении каждого из трех установленных законом рисков. А уже на основании расчетов страховых тарифов подсчитывается средний размер страховой премии.
Самые высокие тарифы установлены для морского транспорта, где страховая премия на одного пассажира будет составлять 22,48-45,25 руб., для воздушного транспорта 9,87-19,87 руб., междугородних и международных автобусных перевозок 9,14-18,40 руб., для внутреннего водного транспорта 8,66-17,42 руб., для по пригородных автобусных перевозок — 1,34-2,70 руб., для перевозок поездами дальнего следования — 1,05-2,11 руб., при перевозках городским автобусом — 0,43-0,87 руб., троллейбусом — 0,33-0,67 руб., трамваем — 0,15-0,31 руб., пригородными поездами и внеуличным транспортом — 0,07-0,15 руб.
Планируется, что объем премии по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков с учетом возможных изменений количества перевозок составят от 8 до 12 млрд. руб., а диапазон страховых премий по одному договору будет колебаться от 1 тыс. руб. до 500 млн. руб., в среднем — около 35 тыс. руб. По разным оценкам поступления в бюджет от деятельности страховых организаций увеличатся на 90-120 млн. руб.
Закон о ОСГОПП предусматривает для перевозчика оформление полиса с франшизой, распространяемой только на имущественные риски, и которую можно будет применить на 23 тыс. руб. Скорее всего, большинство перевозчиков воспользуется данным шансом сэкономить, а вот пострадавшим пассажирам придется требовать компенсацию ущерба не со страховой компании, а с перевозчика.
Процедура получения страховой выплаты
Перевозчик будет обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике и договоре ОСГОП, размещая эту информацию во всех местах продажи билетов или на билете, а также на своем официальном сайте в Интернет.
В случае возникновения несчастного случая во время перевозки, представители (выгодополучатели) погибшего или потерпевшего, которому причинен тяжкий вред здоровью, могут обратиться в страховую компанию за предварительной выплатой, размер которой составляет 100 тыс. руб. Оставшаяся сумма будет выплачиваться после определения полного размера нанесенного здоровью человека вреда. Причем для получения страховых выплат, пострадавший не обязан предъявлять документы, подтверждающие расходы на лечение.
Также законом предусмотрено, если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствует представительство страховщика выдавшего договор ОСГОП, выгодоприобретатель имеет право обратиться с заявлением к любому страховщику, имеющему лицензию на ОСГОП и являющегося участником профобъединения по ОСГОП. Страховщик по договору ОСГОП, в свою очередь, обязан выплатить возмещение выгодоприобретателю.
Также Законом предусмотрено следующее: если здоровье потерпевшего ухудшилось после выплаты страховки, то потерпевший вправе требовать перерасчета суммы страхового возмещения и доплаты. В свою очередь, при предъявлении потерпевшим указанного требования страховщик за свой счет вправе направить потерпевшего на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию для определения причин ухудшения состояния его здоровья. Если после получения страхового возмещения потерпевший умер, то выгодоприобретатели вправе требовать перерасчета суммы страхового возмещения и доплаты разницы между страховой суммой, установленной по этому риску в договоре обязательного страхования, и суммой выплаченного страхового возмещения.
Объем рынка страховых услуг по ОСГОПП
Согласно прогнозам Министерства финансов, на рынке обязательного страхования перевозчиков будет работать около 60 компаний, причем 6 из них будут направлены на организации, осуществляющие железнодорожные и морские перевозки.
За счет отчислений страховыми компаниями ОСГОП будет сформирован компенсационный фонд, откуда в том числе, будут производиться выплаты, если страховщик обанкротится. Механизм осуществления компенсационных выплат начнет действовать с 1 июля 2013 года.
Ожидается, что больше всего пассажиров будет застраховано на автобусных городских перевозках – 11,5 млрд. человек, на троллейбусах – 3 млрд. человек, на трамваях – 2,7 млрд. человек, на пригородных автобусах – 2,65 млрд. человек, на электричках – около 1 млрд. человек, на междугородних и международных автобусах – 0,267 млрд. человек, на поездах дальнего следования — 0,128 млрд, на воздушном транспорте — почти 50 млн., на внутреннем водном транспорте — 18,43 млн. и на морском транспорте — 1,4 млн. пассажиров.
Причем на одного страховщика придется 191,95 млн. пассажиров городских автобусов, 177,227 млн. пассажиров электричек, 49,774 и 44,969 млн. пассажиров троллейбусов и трамваев соответственно.
Как отразится появление ОСГОПП на стоимость проезда?
Что касается повышения стоимости перевозок, то особого роста цен не прогнозируется, так как большинство тарифов регулируется государством. Возможно, что первыми могут повысить цены перевозчики на авиа и водном транспорте, а последними – представители городского транспорта.
Ответственность за отсутствие ОСГОПП
С 1 апреля 2013 г. Ространснадзор получит право привлекать к административной ответственности перевозчиков при отсутствии договоров страхования.
Если перевозчик будет осуществлять деятельность без страхового договора на ОСГОПП после 1 января 2013 г., то суммы неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения обязанностей по страхованию за какой-либо период, могут быть взысканы (по иску ФСФР) в доход Российской Федерации, с начислением на эти суммы процентов.
Согласно поправкам в КоАП, штраф за перевозку пассажиров без договора страхования, для должностных лиц составит от 40 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. рублей. К тому же к административной ответственности будут привлекаться и водители - штраф до 5тыс. рублей.
В случае не предоставления пассажирам информации о страховщике и о договоре ОСГОП на перевозчика будет наложен административный штраф для должностных лиц в размере 1-3 тыс. рублей; для юридических лиц – 10-30 тыс. рублей.
Пресс-служба
Государственной транспортной лизинговой компании
Маргарита Гвоздева