Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» по МСФО учитывает показатели более 192 дочерних компаний (включая внучатые).
Выручка Холдинга за 1 полугодие 2013 г. выросла на 13,4% в сравнении с 1 полугодием 2012 г. и составила 841,8 млрд. руб. (742,5 млрд. руб. в 1 полугодии 2012 г.).
Рост выручки в значительной степени обусловлен консолидацией логистического оператора GEFCO в 1 полугодии 2013 г. Так, доходы от предоставления логистических услуг составили 85,7 млрд. руб. в 1 полугодии 2013 г. по сравнению с 3,5 млрд. руб. годом ранее (помимо GEFCO в данном сегменте отражаются результаты ОАО «РЖД Логистика» и прочие услуги интегрированной логистики). Рост доходов от пассажирских перевозок составил 10,2% за счет индексации тарифов и роста пассажиропотока. При этом доходы от грузовых перевозок Холдинга выросли всего на 0,53% до 564 млрд. руб. из-за неблагоприятных экономических условий в 1 полугодии 2013 г., повлекших снижение грузооборота и рост доли низкодоходных грузов в структуре грузоперевозок.
Операционные расходы Холдинга в первом полугодии 2013 г. выросли на 19,7% по сравнению с 1 полугодием 2012 г. до 794,2 млрд. руб. Основным фактором роста операционных расходов также стала консолидация компании GEFCO, на долю которой приходится 81 млрд. руб. операционных расходов по итогам 1 полугодия. При этом значительную часть этих расходов составляют затраты, связанные с закупкой логистических и экспедиторских услуг у сторонних организаций.
Кроме того, рост операционных расходов был обусловлен увеличением затрат на амортизацию на 13,7% (с 90,3 млрд. руб. до 102,7 млрд. руб.) вследствие существенного ввода в эксплуатацию объектов основных средств в конце 2012 года, а также ростом затрат на заработную плату на 7,85% за счет двух факторов: консолидации показателей GEFCO в размере 11 млрд. рублей в соответствующих расходах Холдинга, а также индексации заработной платы на 7,2% за период с 30.06.2012 по 30.06.2013 в соответствии с Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы. Дополнительным фактором роста операционных расходов стала отмена льготы по налогу на имущество организаций с 1 января 2013 г. в части объектов железнодорожной инфраструктуры, что привело к росту соответствующих расходов в отчетном периоде на 5,1 млрд. рублей.
Показатель EBITDA (прибыль до учета расходов на проценты, налоги и амортизацию) по итогам 1 полугодия 2013 г. составил 181 млрд. руб. (204 млрд. руб. годом ранее).
Рентабельность по EBITDA составила 23,2% (27,6% в 1 полугодии 2012 г.), что отражает негативное влияние рыночной конъюнктуры на финансовые показатели Холдинга в 1 полугодии 2013 г. В связи с консолидацией показателей GEFCO в отчетности Холдинга в 1 полугодии 2013 г. при расчете показателя рентабельности по EBITDA ОАО «РЖД» производит корректировку выручки на величину расходов на оказание экспедиторских и логистических услуг соисполнителями в рамках интегрированной логистики.
Сокращение размера чистой прибыли Холдинга с 73 млрд. руб. в 1 полугодии 2012 г. до 31,7 млрд. руб. по итогам 1 полугодия 2013 г. является, в первую очередь, следствием ухудшения экономической конъюнктуры в отчетном периоде, что привело к падению грузооборота и снижению доходности железнодорожных грузоперевозок из-за увеличения доли низкодоходных грузов в структуре перевозок. Дополнительным фактором снижения чистой прибыли стало увеличения расходов по процентам на 8,2 млрд. руб. в связи с ростом объема заемных средств.
Соотношение чистого долга Холдинга к EBITDA на 30 июня 2013 г. составляет 1,82х (за последние 12 месяцев), что выше, чем аналогичный показатель на 31 декабря 2012 г. (1,05х). При этом рост показателя объясняется как снижением показателя EBITDA, так и увеличением доли долгового финансирования в связи с реализуемой ОАО «РЖД» в 2013 году программой выпуска инфраструктурных облигаций, которая позволяет финансировать проекты со сроком окупаемости от 15 до 30 лет, которые ранее не могли быть профинансированы за счет заемного капитала. Использование данного инструмента позволило ОАО «РЖД» увеличить средний срок погашения обязательств в своем портфеле с 4,9 лет (на конец 2012 года) до более 7 лет по состоянию на 30 июня 2013 г. Привлечение инфраструктурных облигаций осуществляется в рамках установленного долговой политикой компании предельного уровня долговой нагрузки не выше 2,5х по соотношению чистого долга Холдинга к EBITDA. Соотношение EBITDA к чистым процентным расходам (с учетом капитализируемых процентов) составляет 15х, что выше аналогичного показателя по состоянию на конец 2012 года (13х) и отражает результат работы менеджмента по управлению финансовым долгом, что позволило добиться существенного снижения средней стоимости заимствований за первые 6 месяцев 2013 г.
Объем капитальных вложений Холдинга в 1 полугодии 2013 года составил 263,7 млрд. рублей по сравнению с 214,9 млрд. рублей годом ранее.
***
ОАО «Российские железные дороги» было создано 1 октября 2003 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 18 сентября 2003 года. 100% акций компании принадлежит Российскому Правительству.
пресс-служба ОАО "РЖД"