Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» по МСФО учитывает показатели более 197 дочерних компаний (включая внучатые).
Выручка Холдинга за 2013 год выросла на 14,4% по сравнению с 2012 годом и составила 1 762,8 млрд. руб. (1 540,3 млрд. руб. в 2012 году). Основными факторами роста выручки в 2013 году стала консолидация логистического оператора GEFCO и увеличение доходов от пассажирских перевозок. Выручка GEFCO по итогам года составила 168,9 млрд. руб. и отражена в составе доходов от предоставления логистических услуг, которые по итогам 2013 года составили 179,2 млрд. руб. по сравнению с 8,0 млрд. руб. годом ранее. Доходы от пассажирских перевозок увеличились на 7,1% за счет роста пассажиропотока и повышения тарифов на данный вид услуг. Доходы от грузовых перевозок выросли на 1% по сравнению с 2012 годом на фоне снижения средней доходности перевозок из-за изменения структуры грузов и роста порожних пробегов.
Операционные расходы выросли по итогам 2013 года на 17,8% до 1 689,9 млрд. руб. (1 434,3 млрд. руб. в 2012 году). Ключевыми факторами роста стали консолидация компании GEFCO, рост амортизационных отчислений, рост налоговых выплат в результате отмены льгот по налогу на имущество, а также рост расходов на персонал. Рост амортизационных отчислений составил 8,44% с 193,6 млрд. руб. в 2012 году до 210 млрд. руб. в 2013 году, что связано с вводом основных средств в эксплуатацию, при этом увеличение налоговых выплат в части налога на имущество составило 9,5 млрд. руб. Рост расходов на заработную плату и социальные отчисления с 646,6 млрд. руб. в 2012 году до 697,6 млрд. руб. в 2013 году объясняется консолидацией GEFCO (22,6 млрд. руб.) и индексацией заработной платы на 5,7% в течение 2013 года в соответствии с коллективным договором.
Показатель EBITDA (прибыль до учета расходов на проценты, налоги и амортизацию) по итогам 2013 года составил 332,9 млрд. руб. по сравнению с 356,3 млрд. руб. годом ранее, рентабельность по EBITDA составила 20,4% по сравнению с 23,2% в 2012 году, что соответствует прогнозам компании. На фоне ухудшения экономической ситуации и падения доходности грузовых перевозок, компании Холдинга реализовали комплекс мер, направленных на сокращение расходов, что позволило достичь запланированных показателей операционной прибыли и сохранить показатели рентабельности в целевом диапазоне. Суммарный объем сокращения расходов в 2013 году по сравнению с плановыми показателями составил около 100 млрд. руб. за счет оптимизации технологических процессов, оптимизации расходов на техническое обслуживание инфраструктуры, повышение общей эффективности бизнеса и снижения административных расходов компаний Холдинга, а также за счет снижения объема операций в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
Чистая прибыль Холдинга по итогам 2013 года составила 36,7 млрд. руб. (93,7 млрд. руб. по итогам 2012 года). Снижение чистой прибыли по сравнению с 2012 годом обусловлено, в значительной степени, неблагоприятной экономической ситуацией и падением доходности перевозок из-за роста доли низкодоходных грузов в структуре грузооборота ОАО «РЖД». Кроме того, на снижение чистой прибыли в отчетном периоде повлияли рост процентных расходов на 14,6 млрд. руб. в связи с увеличением размера финансового долга с 491,9 млрд. руб. на 31 декабря 2012 года до 695,6 млрд. руб. на 31 декабря 2013 года, которое было частично компенсировано на снижением стоимости заимствований, а также отрицательные курсовые разницы в размере 14,6 млрд. руб. против прибыли от курсовых разниц в 2012 году в размере 5,2 млрд. руб.
На каждую отчетную дату ОАО «РЖД» оценивает наличие признаков обесценения основных средств, исходя из подробных планов и прогнозов по отдельным видам бизнеса Холдинга. В 2013 году ОАО «РЖД» впервые зафиксировала риски обесценения основных средств. Основными причинами такого обесценения стали снижение ожидаемых объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании в неблагоприятных экономических условиях, недостаточная индексация тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании, а также убыточность пригородных перевозок в условиях недостаточной компенсации недополученных доходов из-за тарифного регулирования в пассажирском сегменте. В условиях дальнейшего ухудшения экономической ситуации и установления тарифов на грузоперевозки ниже экономически обоснованного уровня соответствующие риски могут возрасти.
Соотношение чистого долга Холдинга к EBITDA на 31 декабря 2013 г. составило 1,74х, что выше, чем аналогичный показатель на 31 декабря 2012 г. (0,93х). Рост данного показателя связан со снижением показателя EBITDA и увеличением объема финансового долга Холдинга, в первую очередь, за счет выпуска инфраструктурных облигаций с целью финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. В 2013 году ОАО «РЖД» разместило 6 выпусков инфраструктурных облигаций на общую сумму 150 млрд. руб. со сроками погашения от 15 до 30 лет, что существенно увеличило среднюю срочность заемного капитала ОАО «РЖД» с 4,9 лет (на 31 декабря 2012 года) до 9 лет по состоянию на 31 декабря 2013 г. Соотношение EBITDA к чистым процентным расходам (с учетом капитализируемых процентов) составило 7,3х по сравнению с 14х в 2012 году. Таким образом, ключевые показатели долговой нагрузки Холдинга находятся в пределах коэффициентов, утвержденных в рамках долговой политики.
Объем капитальных вложений Холдинга в 2013 году составил 566 млрд. руб. по сравнению с 578,6 млрд. руб. годом ранее. Инвестиции Холдинга в 2013 году были, в первую очередь, направлены на завершение подготовки железнодорожной инфраструктуры к проведению Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году, обновление парка подвижного состава, развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, развитие пропускных способностей инфраструктуры на подходах к портам России, реализацию проектов по обеспечению безопасности движения, а также на развитие инфраструктуры дальних и ближних пассажирских перевозок.