Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Стабильность СССР времен Леонида Ильича Брежнева во многом зависела от нефти. Падение нефтяных цен разрушило стабильность и привело в итоге к развалу Советского Союза и отказу от социалистического пути развития. Конечно, проблема была не только в нефти, но и в общей неэффективности советской экономики, отсутствии инициативы (которая была, почти без шуток, наказуема) и частного предпринимательства.
Стабильность России «нулевых» во многом зависит от газа. Падение спроса и цен на него также способны разрушить действующую систему, которая становится все менее эффективной. В ней все сильнее проявляется зависимость от государства и монополий, инициатива все также не поощряется.
Сокращение Украиной закупок газа у Газпрома было воспринято как удар по бюджету России. Во многом это последствия, как российской политики, так и попыток Газпрома диктовать свои условия покупателям газа. В условиях фактической монополии рынка такой подход был неплох, но, когда оказалось, что сланцевый газ не миф, а сжиженный газ может успешно конкурировать по цене с прокачиваемым по трубам топливом, газпромовская модель продаж потерпела крах. Сейчас Газпром, вынужденный соблюдать свои договоренности, конкурирует сам с собой: газ на Украину идет в результате реверсивных поставок из Европы. Газпрому остается только использовать политический ресурс для давления на Украину и вести пропагандистскую кампанию против добычи сланцевого газа.
В качестве мишеней на Украине выбираются экспортные отрасли, которым «перекрывают кислород», ограничивая или запрещая доступ на российский рынок. То, что такая политика бьет и по российским компаниям, никого, похоже, не волнует. В качестве примера можно привести кондитерский концерн «Рошен», который получил сильный удар по имиджу несмотря на то, что значительную часть продукции поставляет с российских заводов, где создает рабочие места для граждан России и платит налоги в российский бюджет. Вспомним и историю с отменой сертификатов для вагонов Крюковского завода. Задержки с их поставками ударят не только по украинским рабочим, но и российским компаниям.
Как известно, Кипр тоже делает ставку на экспорт газа, которая должна начаться в 2020 году. Можно предположить, что уже в 2018-м с появлением первого газа на внутреннем рынке республика попадет во «враги Газпрома», а россиян будут пугать загазованностью моря.
Экономике Кипра опасно делать ставку лишь на одну отрасль. Такая политика уже привела к проблемам, хотя идея экспортировать услуги намного более здравая, чем экспортировать углеводороды. Экономика страны должна быть более диверсифицирована и в меньшей степени зависеть от перемен в отдельной отрасли. Это в равной степени относится и к России. С этой точки зрения даже экономика Украины выглядит интереснее российской. У Кипра в «ожидании» доходов от газового сектора есть время, за которое можно оживить другие направления, включая туризм и сельское хозяйство, сделав доходы бюджета более устойчивыми .
Анатолий Воронин, аналитик FIBO Group
Кипр Информ