18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
По итогам I полугодия 2022 г. в сегменте офисной недвижимости Москвы наблюдается перераспределение спроса. Ключевыми драйверами спроса по итогам прошедшего периода выступили организации, предоставляющие профессиональные услуги (18%), компании сегмента «добыча и распределение» (17%), а также госкорпорации (14%). Изменение конфигурации спроса произошло за счет того, что IT-компании, которые ранее выступали одними из основных игроков на офисном рынке, в настоящий момент снизили или приостановили свою активность по поиску новых офисных площадей, а также временно релоцировали часть сотрудников за рубеж. В результате доля компаний сегмента «IT и телекоммуникации» в общем объеме сделок составила 11% по итогам I полугодия 2022 г. по сравнению с 30% по итогам 2021 г.
По нашим оценкам, в ближайшей перспективе ключевыми драйверами спроса на офисные площади в Москве будут выступать госкорпорации и промышленный сектор.
В настоящий момент, после временного затишья в марте-апреле, мы наблюдаем плавную активизацию спроса на офисы в Москве, однако пауза в бизнес-активности сказалась на цифровых индикаторах спроса. Так, общий объем сделок в I полугодии 2022 г. составил 540 тыс. кв. м площадей, что на 20% меньше аналогичного показателя 2021 г. (681,4 тыс. кв. м). До конца года, при условии постепенной стабилизации ситуации, спрос будет более активен, однако о возвращении к показателям прошлого года говорить преждевременно - мы сейчас в стадии перехода к новой реальности, который продлится до конца года.
Уже определился ряд бизнесов и компаний, которые действительно покидают российский рынок, но большинство западных компаний, особенно в сегменте профессиональных услуг, все же принимают решение остаться в России в качестве самостоятельного локального бизнеса, при этом часть бизнес-линий может оказаться невостребованной, что также сказывается на увеличении объема площадей в субаренду: по итогам I полугодия объем таких площадей увеличился в три раза с 30 тыс. кв. м до 90 тыс. кв. м. Однако, необходимо отметить, что многие компании еще в период пандемии приспособились работать частично в удаленном режиме, поэтому вопрос оптимизации используемых площадей и так уже назревал.
В настоящее время, несмотря на увеличение объема площадей в субаренду, мы не наблюдаем глобального снижения ставок аренды. Ставка аренда на офисы класса А в Москве составляет 27 600 руб./кв. м/год без учета НДС и операционных расходов.
Карина Анаевская, директор департамента офисной недвижимости Nikoliers: «В настоящий момент мы наблюдаем активизацию спроса на рынке офисной недвижимости. Одними из ключевых арендаторов становятся госкомпании и их дочерние структуры, а также компании промышленного сектора. При этом сейчас на рынке есть такие предложения, где клиенты могут получить более выгодные условия в процессе переговоров, что вполне резонно пытаются использовать те компании, которые всегда хотели, но, в силу разных причин, не могли стать арендаторами знаковых проектов класса А; для них сейчас появилась такая возможность среди уже упомянутых вариантов субаренд/ переуступок. Уверенно чувствующие себя компании могут себе позволить улучшить качество своих офисных помещений».