Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
В Москве завершился NEW RETAIL FORUM 2024 — крупнейшее событие в российском ритейле, которое объединило 367 спикеров и более чем 6000 участников. Два дня лидеры ритейл рынка, создатели самых успешных российских брендов и ведущие сервисы обсуждали новые бизнес-модели, вопросы привлечения сотрудников, эффективные маркетинговые стратегии, изменения в логистике, IT инфраструктуру, в импортозамещение и многое другое. И, конечно, назвали главные вызовы и возможности для российского ритейла.
В последние два года эксперты наблюдают активный рост торговли: в 2023 году оборот Топ-100 ритейлеров и продажи по модели маркетплейса составили рекордные 23,6 трлн. рублей. К лету 2024 года уровень покупательской уверенности достиг исторического максимума в 14%. Пережив кризис, люди снова начали покупать. Тем не менее, пока рано говорить о том, что на рынке появилась стабильность. Положительная динамика доходов населения в 2023-2024 гг. стимулировала рост покупательского спроса и розницы в целом, впрочем ритейлеры не уверены в продолжительности положительной динамики, с 2013 по 2022 гг. доходы населения только падали, а в первом полугодии 2024 года значимый рост показали только продовольственный сегмент и продажи на маркетплейсах, на фоне снижения или стагнации продаж во всех остальных сегментах розницы.
INFOLine представили рейтинг по выручке лидеров ритейл рынка в первом полугодии 2024 г., где объем продаж TOP-10 игроков составил 5,65 трлн. руб, при динамике роста в 22,2%. Важно отметить, что маркетплейс Wildberries стал игроком №2, сместив Магнит на 3 позицию.
По мнению заместителя управляющего директора SL Soft Алексея Кирпикова, отрасли необходимо в первую очередь улучшить клиентский опыт в омниканальной среде продаж и повысить качество обслуживания. «Один из способов решения этих проблем — использование средств интеллектуальной автоматизации, то есть прикладных решений, в которых применяются ИИ-технологии, — считает эксперт. — Такие системы самостоятельно принимают решения на основе обучения и действуют в зависимости от ситуации, а общение с ними происходит на естественном языке с помощью ассистентов и ботов».
Еще одна важная задача — оптимизировать цепочки поставок и увеличить эффективность бизнес-процессов. Современные технологии в логистике уже применяются, но, к сожалению, они не решают главной проблемы — нехватки ресурсов. «С начала 2022 года большинство глобальных логистических операторов ушло с российского рынка, текущих мощностей для обеспечения импорта из Юго-Восточной Азии недостаточно. А ведь для ритейла сроки поставки и возможность их планирования особенно важны. Случаются ситуации, когда не хватает даже контейнеров. Впрочем, крупные операторы, такие как Транзит, находят нестандартные решения, предусматривающие использование автомобильного транспорта или крытых железнодорожных вагонов для перегрузки из контейнеров на Дальнем Востоке, что в итоге позволяет получить доставку с более прогнозируемым сроком для конечных получателей, не отменяя при этом возможность выбора доставки через Санкт-Петербург или в прямом жд-сообщении из Китая в РФ», — объясняет директор по продажам международной транспортно-логистической компании Транзит Александр Галкин.
Значительно изменился и рынок труда: многие ритейлеры сегодня испытывают дефицит кадров. Анна Осьмак, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами Авито Работы, считает, что сегодня важно расширять границы найма и предлагать кандидатам решения в соответствии с их желаниями и потребностями. «По данным нашего опроса, 49% работающих россиян готовы пройти переобучение по новой специальности, а 30% рассматривают возможности трудовой миграции внутри страны при наличии привлекательного предложения», — отметила она в рамках своего выступления на NEW RETAIL FORUM 2024.
В целом в ближайшей перспективе рост бизнеса возможен благодаря локализации производства и повышению эффективности. Эксперты отметили следующие возможности для роста ритейла:
Продолжим деловой сезон на мероприятиях New Retail Forum и UPGRADE, расписание на сайте: https://upgrade.st/#calendar