18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Москва, 02 июля 2015 года – По данным компании JLL, в 1-м полугодии 2015 года в Москве было введено около 342 тыс. кв. м торговых площадей , что превысило полугодовой рекорд прошлого года на 41%.
Значительный прирост новых площадей позволил Москве выйти на 1-е место по предложению торговых центров среди городов Европы, обогнав прежнего лидера – Париж. По итогам полугодия общий объем предложения ТЦ в Москве достиг отметки в 4,53 млн кв. м, в то время как в Париже он составляет менее 4,5 млн кв. м. На 3-м месте в европейском рейтинге со значительным отставанием находится Мадрид (2,5 млн кв. м), 4-е место занимает Санкт-Петербург (2,1 млн кв. м), свидетельствуют данные JLL.
Объем предложения торговых центров в европейских городах
Среди крупнейших торговых центров, открывшихся в 1-м полугодии 2015 года в Москве, можно назвать Columbus (136 тыс. кв. м), «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м) и «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м).
В то же время во 2-м квартале рынок продемонстрировал отрицательную динамику к 2014 году: в апреле-июне в столице было введено 93 тыс. кв. м торговых площадей, что на 49% ниже квартального результата прошлого года. Тенденция к снижению объемов нового ввода сохранится до конца года: по прогнозам JLL, во 2-м полугодии будет введено в четыре раза меньше площадей, чем в первой половине года, - порядка 78 тыс. кв. м. В результате итоговый показатель 2015 года окажется на 30% ниже результата прошлого года и составит около 420 тыс. кв. м.
«Большинство торговых центров, строительство и сдача в аренду которых начались до кризисной ситуации на рынке, уже открылись в начале года, - объясняет Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. - В то же время сегодня мы наблюдаем постепенный выход новых проектов и возобновление девелоперской активности – рынок учится работать в изменившихся реалиях. Нужно отметить, что проекты, начинающиеся сейчас, имеют разную площадь, но, в основном, небольшую, что в текущих условиях дает девелоперам уверенность в заполнении этих объектов арендаторами. В ближайшие три года мы ожидаем снижения общего объема ввода новых торговых площадей в Москве – как в связи с приостановкой одних проектов, так и уменьшением формата реализуемых сейчас. Аналогичная ситуация наблюдалась в период 2010-2013 годов, когда ввод ТЦ в Москве сократился в разы, однако впоследствии показатель восстановился».
Динамика ввода торговых площадей в торговых центрах Москвы
Доля свободных площадей на московском рынке во 2-м квартале выросла с 6,5% до 7,5%, в первую очередь в связи с выходом на рынок новых объектов, тогда как в существующих ТЦ показатель значительно не увеличивается. Так, по оценкам аналитиков JLL, в 47% действующих торговых центров в Москве в минувшем квартале не было зафиксировано существенных изменений показателя свободных помещений. В то же время в 24% московских ТЦ доля свободных площадей выросла, а в 29%, напротив, снизилась.
«В настоящий момент мы наблюдаем относительно активную ротацию арендаторов: несмотря на сократившиеся в целом программы экспансии, некоторые ритейлеры изучают возможности, которые предлагает текущий рынок, и открывают магазины в привлекательных торговых центрах на скорректированных условиях, закрывая при этом точки в менее эффективных объектах», - отмечает Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL.
По данным экспертов JLL, в успешных объектах с высокой посещаемостью и конверсией доля свободных площадей снизилась за 2-й квартал на 20 б.п. – с 1,5% до 1,3%. «Спрос на давно работающие успешные торговые центры стабилен, что позволяет им удерживать высокие ставки, - добавляет Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL. – По нашим оценкам, доля вакантных площадей в таких ТЦ может увеличиться к концу 2015 года, но не превысит 2%, в то время как средний показатель по рынку вырастет до 8%».
Ставки аренды в торговых центрах Москвы во 2-м квартале остались неизменными: максимальная ставка составляет 2-3,8 тыс. долл. за кв. м в год, средняя ставка аренды находится в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год. При этом собственники продолжают индивидуально рассматривать альтернативные варианты коммерческих условий, что в большинстве случаев зависит от привлекательности оператора для торгового центра и его финансовых результатов.