Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Об этом сообщил вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов в ходе сетевого совещания руководителей пригородного пассажирского комплекса ОАО «РЖД», которое проходит сегодня в Ярославле.
Он также напомнил, что 17 марта текущего года на совещании у председателя правительства России Дмитрия Медведева была утверждена «Концепция развития пригородных перевозок» вместе с планом соответствующих мероприятий. Для финансового обеспечения долгосрочного планирования Правительство России гарантировало ежегодное (до 15 лет) выделение 25 млрд рублей.
- Кроме того, регионам рекомендовано использовать для финансирования перевозок поступления от налога на имущество, который уплачивается ОАО «РЖД», - подчеркнул Михаил Акулов. - Так, в 2013 году сумма платежей составила 27,5 млрд рублей, в 2014 г. планируются выплаты в размере 33,8 млрд рублей, в 2015 г. – 41,8 млрд рублей. Данных средств достаточно для достойной организации перевозок.
По мнению вице-президента ОАО «РЖД», решение правительства РФ является стратегическим для дальнейшего сохранения и развития пригородного сообщения в большинстве субъектов Российской Федерации. По его словам, своевременно сделан правительством акцент на включение регуляторами инвестиционной компоненты в затраты перевозчика.
- Сегодня инвестиционная составляющая не учитывается при расчете обоснованных затрат перевозчика. Наоборот, распространенной практикой со стороны регионов является необоснованное исключение из их состава даже операционных расходов, – подчеркивает Михаил Акулов. - Концепция предусматривает заключение долгосрочных, на период до 15 лет контрактов между регионами и перевозчиками. Подобные сроки определяются длительностью сроков службы подвижного состава.
Напомним, период 2016-2020 гг. планируется выбытие более 4 тыс. пригородных вагонов, что составляет примерно четвертую часть инвентарного парка. Сумма инвестиций для закупки равнозначного количества составов превысит 117 млрд рублей в ценах 2013 года. В настоящее время обновление основных средств пригородного комплекса осуществляется за счет инвестиционной программы ОАО «РЖД». Величина вложений за последние 5 лет составила 100 млрд рублей, в 6 раз превысив начисленную амортизацию.
Сегодня 41 из 73 субъектов РФ компенсируют не более 50% выпадающих доходов перевозчиков, в том числе 5 регионов компенсаций на 2014 год не предусмотрели вообще.
Напомним, с учетом экономического положения холдинга «РЖД» пригородные перевозчики заключают в настоящее время контракты с регионами только на те сроки, которые подтверждены финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации. В результате 25 договоров имеют срок действия до полугода. 59 договоров действуют на срок более 6 месяцев, в том числе 18 договоров заключены на среднесрочный период.
Отметим, что всего в настоящее время пригородными пассажирскими компаниями заключено 84 договора на организацию транспортного обслуживания населения с 64 субъектами Российской Федерации, в том числе:
- 9 договоров с истекшим сроком действия – 2-4 месяца (Курская область, Липецкая область, Чеченская область, Республика Мордовия (ОАО «Содружество»), Кемеровская область (ОАО «Кузбасс-пригород»), Забайкальский край, Амурская область);
- 16 договоров сроком действия 5-6 месяцев (Костромская область, Ярославская область, Архангельская область, Вологодская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика (ОАО «ВВППК» и ОАО «Содружество»), Чувашская Республика, Ульяновская область, Курганская область, Иркутская область, Новосибирская область, Республика Бурятия,;
- 59 договоров сроком действия свыше 6 месяцев (из них 18 договоров заключены на среднесрочный период).
Не подписано на сегодня 13 договоров (ОАО «Башкортостанская ППК» с Челябинской и Самарской областями, ОАО «ППК «Черноземье» с Тамбовской, Воронежской и Саратовской областями, ОАО «Кубань Экспресс Пригород» с Республикой Адыгея, ОАО «Северо-Кавказская ППК» со Ставропольским краем, с Республиками Дагестан, Северная Осетия (Алания) и Карачаево-Черкесской Республикой, ОАО «Северо-Западная ППК» с Тверской, Вологодской и Ленинградской областями).
Кредиторская задолженность пригородных пассажирских компаний перед ОАО «РЖД» за предоставление услуг аренды подвижного состава и работу машинистов за 2011-2013 гг. стабильно накапливается и составила уже более 21 млрд рублей (2011 году – 7,8 млрд рублей, в 2012 году – 6,2 млрд рублей, в 2013 году –7,2 млрд рублей).
Кроме того, около 20 млрд рублей составила дебиторская задолженность ОАО «РЖД» по федеральному бюджету за предоставление услуг инфраструктуры в пригородном сообщении (в 2011 году – 4,9 млрд рублей, в 2012 году – 6,9 млрд рублей, в 2013 году – 7,8 млрд рублей).
Михаил Акулов также отметил в ходе своего выступления, что организация перевозок в период Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи стала для РЖД проверкой на соответствие современным ожиданиям пассажиров.
- Этот экзамен работники холдинга «РЖД» вместе с федеральными и территориальными органами власти сдали на «отлично», - подчеркнул Михаил Акулов.
По его словам, применение этой схемы обслуживания пассажиров должно стать каждодневной и повсеместной практикой, принципы транспортного обслуживания Олимпиады лежат в основе «Концепции развития пригородных перевозок.
*****
Услугами железнодорожного транспорта в пределах инфраструктуры ОАО «РЖД» воспользовались около 1 млрд 80 млн пассажиров, что на 2% выше уровня 2012 года. При этом в дальнем следовании перевезено около 111 млн пассажиров, в пригородном сообщении отправлено 969 млн пассажиров, что на 2,8% выше уровня 2012 года.
Устойчивому росту объема перевозок в пригородном сообщении в первую очередь способствовала активно проводимая работа по пресечению безбилетного проезда пассажиров. Доля пассажиров, полностью оплачивающих свой проезд в пригородном сообщении по итогам 2013 года составила 71,4% в общем объеме пригородных перевозок.
По итогам 2013 года 11 пригородных пассажирских компаний обеспечили наиболее значительный рост количества отправленных пассажиров: ОАО «ПК «Сахалин», ОАО «Калининградская ППК», ОАО «Московско-Тверская ППК», ОАО «Экспресс Пригород», ОАО «Северо-Кавказская ППК», ОАО «Волгоградтранспригород», ОАО «Центральная ППК», ОАО «Кубань Экспресс-пригород», ОАО «Омск-пригород», ОАО «Самарская ППК» и ОАО «Забайкальская ППК».
Тенденция роста пассажиров сохранена и в 1 квартале 2014 года. Так, услугами железнодорожного транспорта за три месяца 2014 года воспользовались почти 240 млн человек, что на 3,4% выше аналогичного периода 2013 года, в том числе в пригородном сообщении отправлено почти 218 млн пассажиров (рост составил 4,5% к уровню 2013 года).