Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию заключительный номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2024 г. Мы постарались сделать его насыщенным и интересным.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
За три года доля электронной коммерции в России выросла с 12% до 19% от объемов всей розничной торговли. В перспективе, по прогнозам экспертов, она составит 40%. Россия также возглавила рейтинг стран по скорости роста e-commerce в 2023 году, а отечественные площадки Ozon и Wildberries вошли в Топ-10 самых популярных маркетплейсов в мире. Острая нехватка рабочей силы стала для интернет-торговли, как и для логистики серьезным вызовом. Чтобы оставаться конкурентоспособными и обеспечивать развитие бизнеса, участникам рынка приходится адаптироваться к новым условиям. Эта трансформация включает в себя автоматизацию и роботизацию процессов, переход к современной «умной» таре, которая может вовлекаться в логистическую цепочку много раз (иными словами, многооборотной), а также внедрение ESG-принципов.
Автоматизированная сортировка ящиков на конвейере склада
Источник Freepik.com
Умное оборудование меняет будущее логистики
Рост автоматизации процессов в логистике — актуальный тренд. По итогам 2024–2025 годов ожидается существенное увеличение доли автоматизированных участков на складах разных специализаций, внедрение автономных транспортных систем для доставки товаров, использование IoT-устройств.
Например, автоматизация рабочих процессов в крупнейшем фондохранилище документов России, реализуется с применением современных технологий, работа которых организована на основе интеллектуальной системы управления. «Поиск, загрузка и выгрузка документов, а также поддержание необходимого микроклимата выполняются в автоматическом режиме. Зона хранения оборудована современной системой, в комплектацию которой входят монорельсы и тележки, транспортирующие палеты к заданным пунктам автоматизированной системы», – рассказали в компании «Ай-Трейд».
Представители компании отмечают, что интеграция технологий позволяет значительно сократить временные затраты и обеспечить высокую точность выполнения операций. Это в свою очередь, способствует повышению общей производительности предприятия. Эффект от применения этих технологий очевиден: сокращение времени на обработку запросов, уменьшение числа ошибок при вводе данных и повышение уровня безопасности хранения информации.
Внедряемые сейчас системы управления не только автоматизируют учёт и хранение товаров, но и оптимизируют пути их перемещения внутри склада. Расширяется применение робототехники, что сокращает время на сборку заказов. Автономные мобильные роботы сами перемещаются по складу и перевозят грузы. Это требует новых подходов к складской таре. Ее поверхность должна быть гладкой и максимально удобной для закрепления различных датчиков и меток. Из-за потерянной метки или отклеившегося штрих-кода возможны сбои в системах сканирования, что приводит к замедлению операций. Таким образом, полимерные паллеты и ящики становятся стандартом современного складского оборудования.
Отслеживание содержимого каждого поддона, контейнера и его местонахождения на складе является важной частью управления складом. RFID-метки (RFID — технология радиочастотной идентификации объектов), датчики, акселерометры и другие средства сбора данных позволяют отслеживать положение, состояние и перемещение товаров на протяжении всего пути доставки.
RFID-отслеживание идеально подходит для использования с автоматизированным оборудованием, поскольку эта технология работает быстро и для регистрации тары требуется небольшое количество персонала, в отличие от сканирования штрих-кода. RFID-метки, надежно закрепленные на пластиковых поддонах и ящиках, гарантируют, что каждый из них легко идентифицировать и контролировать путь без риска потери.
Использование инновационных технологий позволяет автоматизировать широкий спектр задач, сортировать и отправлять продукцию быстрее и дешевле. Конечно, рабочие руки будут по-прежнему востребованы в этой сфере. Никакой ИИ не заменит оператора склада и многих других специалистов, задействованных в отрасли. Тем не менее, повышение автономности процессов позволяет нивелировать кризисы, связанные с кадровым голодом.
Как избежать остановок автоматических процессов?
Как и при внедрении многих, недостаточно апробированных инноваций, автоматизация складов сталкивается с различными технологическими трудностями. Одной из частых проблем, которые возникают на современных складах, являются остановка и заклинивание автоматического оборудования.
Последнее происходит при попадании в «умное» оборудование постороннего предмета. Например, мусора (щепок, картона), крепежа с паллеты или ящика. Оператор склада должен остановить линию, найти причину и место застревания, починить оборудование и перезапустить систему. В результате простоя бизнес несет финансовые и репутационные потери.
Чтобы избежать сбоев, габариты и вес тары должны быть постоянными. Деревянные поддоны могут впитывать влагу, имеют малозаметные для человека различия в габаритах, которые могут стать критическими для оборудования. Габариты и вес полимерной тары постоянны, поэтому остановки оборудования при работе с ней происходят на порядки реже.
«Благодаря использованию полимерных поддонов в Фондохранилище отмечено несколько значительных преимуществ. Во-первых, легкий вес полимерных поддонов упрощает их транспортировку и манипуляции с грузами, снижая трудозатраты и риск травм работников. Во-вторых, полимерные поддоны могут быть штабелированы, что оптимизирует вертикальное пространство и способствует организации хранения. В-третьих, отмечается высокая степень устойчивости полимерных поддонов к механическим повреждениям, таким как сколы и трещины, что особенно важно в условиях активного использования,» – поделились в компании «Ай-Трейд».
Прочность и длительный жизненный цикл многооборотной полимерной тары также имеет значение для снижения потерь на ремонт, замену поврежденных или изношенных ящиков и поддонов.
- Большой жизненный цикл, прочность оборудования из пластика позволяют не только снижать расходы на замену тары, но и экономить время, предотвращать порчу товара. Полимерная тара выдерживает до 120 оборотов в логистике и служит до 7-10 лет, - говорят в компании «БИАКСПЛЕН», — Полимерные ящики и поддоны можно хранить на улице. Они не требуют фитосанитарной обработки, что упрощает прохождение санитарного контроля.
С фокусом на пожарную безопасность
Огнестойкости тары уделяется особенное внимание в связи с крупными пожарами на складах российских маркетплейсов в 2022-2024 году. Порог возгорания у полимера намного выше по сравнению с картоном или древесиной, что имеет огромное значение в плане пожарной безопасности.
Для противопожарной профилактики важно, чтобы неиспользуемые поддоны хранились надлежащим образом. Типичные рекомендации инструкторов по пожарной безопасности складов предусматривают раздельное хранение: штабеля порожних поддонов должны храниться на достаточном расстоянии от других складских помещений. Это в разы снижает вероятность распространения пожара с порожней тары на другие рабочие зоны.
Хранение поддонов на открытом воздухе снижает опасность пожаров. Но деревянные поддоны на открытом воздухе становятся подвержены не только воздействию насекомых, но и влаги, плесени, грибка. Для предприятий, которые отправляют скоропортящиеся продукты питания, фармацевтическую продукцию, такая тара категорически непригодна к использованию. В этом плане полимерные поддоны имеют преимущество, так как не боятся влаги и уличного хранения, а также не требуют фитосанитарной обработки.
Поврежденные поддоны нужно своевременно отправить на ремонт, либо на переработку. Внедрение системы грамотного управления поддонами позволяет компании сокращать издержки за счет снижения затрат на закупку новых поддонов и использование вторичного сырья. Полимерная тара после поломки подлежит полной переработке, замыкая тем самым производственный цикл и позволяя создавать из неё новую продукцию, в том числе и новую тару.
Долгая жизнь оборотной полимерной тары
Экологичность материалов, вовлечение их во вторичную переработку стали одним из ключевых трендов в экономике. Правительство РФ, намеренное выстроить к 2030 году экономику замкнутого цикла (такие планы содержит указ президента), ужесточает требования к упаковке.
Ответом на проблему отходов упаковки в логистике может стать использование многооборотной полимерной тары. Ресурсы экономятся за счет нескольких факторов. Новые пластиковые ящики и поддоны производятся в России, из отечественного сырья, что позволяет избежать импорта, сжигания топлива на доставку и соответственно дополнительных тонн СО². А возможность многократного использования паллет и ящиков из полимеров, в отличие от традиционных решений, не требует постоянного обновления тары – вырубки лесов для получения сырья для ее производства.
Переработка и повторное использование пластикового поддона в 10 раз снижает выбросы углекислого газа (СО²). Углеродный след при утилизации деревянного поддона равен 38,220 СО²-эквивалентам, в то время, как у полимерного он составляет всего 3,045, – поделились в «БИАКСПЛЕНЕ».
Снижение углеродного следа измеряется на протяжении всего жизненного цикла упаковки. В том числе учитывается количество выбросов при сжигании топлива при транспортировке. Соответственно, чем меньше вес тары, тем меньше вредных выбросов в атмосферу. В этом плане полимерные поддоны, которые вдвое легче деревянной тары, также имеют преимущество для экологии.
Логистика, как и весь мир, стремительно автоматизируется, но в погоне за эффективностью нельзя забывать о деталях. Деревянные поддоны, которые десятилетиями были стандартом, все больше уступают место синтетическим аналогам. Этот переход стал реальной необходимостью, диктуемой соображениями эффективности и рентабельности сектора. Логистика будущего — это автоматизация, безопасность и экологичность. Отвечающая современным требованиям тара становится одним из ключевых элементов этого будущего.